Принципы экстрадиции подозреваемых в совершении преступлений международного характера в сфере незаконного оборота наркотических средств
Аннотация
Статья посвящена анализу принципов экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений международного характера в области незаконного оборота наркотических средств. Особое внимание автор уделяет принципу aut dedere aut judicare, нашедшему отражение в основных антинаркотических конвенциях ООН. В статье выделяются следующие варианты его реализации: приоритет экстрадиции с альтернативным обязательством расследования и обязательное уголовное преследование при отказе в выдаче, зависящее от юрисдикционных критериев. Рассматриваются также сопутствующие принципы экстрадиции: принцип двойной криминальности, экстрадиционности преступления и специализации. На примере судебной практики автором демонстрируется, что соблюдение приведенных принципов обеспечивает баланс между международным сотрудничеством и защитой государственного суверенитета. Особое внимание уделяется эволюции правового регулирования экстрадиции в контексте международных антинаркотических конвенций. Делаются выводы о том, что принцип aut dedere aut judicare в сфере наркопреступлений сочетает обязательные и дискреционные механизмы, зависящие от связи преступления с территорией или гражданством запрашиваемого государства; гибкость принципа «двойной криминальности» (оценка in abstracto) способствует экстрадиции даже при различиях в квалификации деяний, и экстрадиционность преступления определяется не только его наказуемостью, но и степенью транснациональной угрозы.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский судья № 10/2025 |
| Страницы | 56-60 |
| DOI | 10.18572/1812-3791-2025-10-56-60 |
В ходе развития международного сотрудничества, как на основе международных договоров, так и складывающегося правового обычая, сформировались принципы, лежащие в основе применения правового института экстрадиции: «выдай или расследуй», «двойная криминальность», «экстрадиционность преступления» и «специализация».
Одним из основных принципов, определяющим возможность экстрадиции подозреваемых в совершении преступлений международного характера, является принцип aut dedere aut judicare («выдай или расследуй»), который содержится в многочисленных многосторонних договорах, направленных на обеспечение международного сотрудничества в противодействии различным видам уголовно наказуемых деяний.
По подсчетам Ш. Боссиуони, с 1815 г. была заключена 281 международная конвенция, 101 из которых включает ссылки на юрисдикцию в уголовно-правовой сфере. В свою очередь, 74 международные конвенции из названных 101 содержат положения о правовом регулировании вопросов экстрадиции на основании принципа aut dedere aut judicare. Не являются исключением в этом отношении и антинаркотические конвенции ООН: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (далее – Конвенция 1961 г.), Конвенция о психотропных веществах (далее – Конвенция 1971 г.) и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее – Конвенция 1988 г.).
Разрешение правовой дилеммы «выдавать или расследовать» на основании названного принципа может осуществляться двумя способами. В первом случае выбор целиком зависит от решения государства, осуществлять ли свою юрисдикцию в отношении деяния, носящего экстратерриториальный характер. При отрицательном ответе на этот вопрос вступает в действие альтернативная часть обязательства, предусматривающая необходимость выдачи подозреваемого в совершении преступления международного характера. Во втором случае сначала рассматривается возможность экстрадиции, и только после отказа в ней следует обязательство установления и осуществления юрисдикции.
Международные договоры, относящиеся к первому варианту, налагают на государства-участники обязательство осуществлять судебное преследование лишь в случае отказа удовлетворить запрос о выдаче. Государства-участники могут отказать в удовлетворении запроса о выдаче какого-либо лица по основаниям, указанным как в самом договоре, так и в национальном законодательстве. Однако в случае отказа в выдаче государство обязано провести предварительное расследование и привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Иными словами, эти международные договоры устанавливают приоритет экстрадиции, а расследование выступает в роли ее альтернативы. К таким международным договорам относятся, в частности, Конвенция 1961 г. и Конвенция 1971 г. В качестве примера второго варианта реализации принципа aut dedere aut judicare можно назвать Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. Согласно ст. 7 данной конвенции государство-участник, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования.
