Права граждан в сфере труда и занятости в Российской Федерации: современное прочтение
Аннотация
В статье рассматриваются особенности реализации конституционных прав граждан в сфере труда и занятости в Российской Федерации на современном этапе. Автор статьи анализирует основные права в социально-трудовой сфере и приходит к выводу о том, что закрепленный принцип свободы труда не в полной мере характеризует должную роль государства в защите трудовых прав граждан. В этой связи в статье предлагается закрепить в Конституции России именно право на труд. Кроме того, в статье раскрывается проблематика реализации трудовых прав граждан на современном этапе, связанная с недостатком трудовых ресурсов, с одной стороны, а также с потенциальным изменением трудовой сферы в условиях повсеместного внедрения цифровых технологий, с другой стороны.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский судья № 10/2025 |
| Страницы | 45-50 |
| DOI | 10.18572/1812-3791-2025-10-45-50 |
Статья 37 Конституции России закрепляет права граждан в сфере труда и занятости, в основе которых принципы свободы труда и государственной защиты от безработицы.
В отечественной правовой традиции права граждан в сфере труда и занятости и вся группа социально-экономических прав уже давно воспринимаются как имманентно присущие правовому статусу личности. Впервые данные права были закреплены в Конституции (Основном законе) РСФСР 1918 г. и в дальнейшем воспроизводились во всех последующих конституционных актах. Такой подход в определенной степени расходится с западной правовой традицией, в рамках которой социально-экономические права не только не относятся к числу основных прав, но и нередко не рассматриваются в качестве субъективных прав. Дискуссии на эту тему встречаются и в отечественной науке права. Вполне очевидно, что социально-экономическая сфера во многом зависит от явлений неправового свойства и государственное регулирование в отношении данной сферы не всегда является результативным. Однако это не отменяет того факта, что социально-трудовая сфера для любого государства – важная составляющая сохранения государственной стабильности и социально-экономического баланса, а также основа общественного развития и процветания. В этой связи государственное регулирование социально-трудовой сферы по ряду направлений характеризуется концептуализацией, т.е. набором базовых подходов, которые могут иметь различные правовые решения в тех или иных социально-экономических условиях. Конституционным Судом Российской Федерации весьма точно отмечается, что конституционные положения о социальном государстве и развивающие их правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не предполагают установления количественных критериев или экономических показателей, которые создавали бы конституционно-правовой инструментарий оценки законодательных решений. Это характерно для всей социально-трудовой сферы. В решениях Конституционного Суда Российской Федерации верно отмечается, что, проводя социально-экономическую политику и осуществляя правовое регулирование в сфере социального обеспечения, государство, для которого социальные права граждан являются одной из высших ценностей, обязано принимать в расчет материальные ресурсы, необходимые также для выполнения иных конституционно значимых задач. Таким образом, регулирование социально-трудовой сферы не всегда может осуществляться в рамках строгих и четких параметров, что накладывает значительный отпечаток на всю социально-трудовую сферу, однако это не означает, что государство вправе уклоняться от форматирования данной сферы. К сожалению, в настоящий момент мы можем наблюдать определенный кризис социально-трудового профиля российского общества. И кризис этот, прежде всего, в области целеполагания. Несмотря на ряд принятых документов в сфере стратегического планирования, все же многие явления в указанной сфере развиваются сами по себе вне контекста спланированной управленческой деятельности. Это касается, в частности, развития сектора «платформенного труда», внимание которому с точки зрения государственного регулирования пока не уделено.
Будет уместно отметить, что кризис целеполагания имеет в своей основе и конституционную формулу «свободы труда». Полагаем, что применение характеристики «свобода» к трудовой сфере не соотносится с проблематикой реализации трудовых прав. Свобода возможна лишь там, где индивид имеет реальную способность ее реализовать. В этом плане трудовой потенциал человека, как минимум, зависит от его образования, его психо-физиологических характеристик, объективных экономических и производственных реалий и многих других факторов. Профессор Б.С. Эбзеев точно указывает на то, что различие между конституционными правами и свободами заключается в характере притязаний граждан и в характере участия публичной власти в их удовлетворении. Таким образом, конституционная формула «свободы труда» содержит в себе весьма расплывчатый вектор государственного воздействия на социально-трудовую сферу и нуждается в модификации посредством ее замены «правом на труд».
Оценивая конституционное закрепление трудовых прав, стоит обратить внимание и на повышение значения роли труда в системе конституционного регулирования. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ в Конституцию России были внесены положения, повышающие роль труда в жизни общества и государства. Так, ч. 5 ст. 75 Конституции России провозглашено, что Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Статьей 75.1 Конституции России также зафиксировано, что в Российской Федерации гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда. Подобные изменения носят весьма важное значение как с точки зрения расстановки приоритетов социально-экономического развития российского государства, так и являются отражением преемственности значительного этапа конституционного развития Российской Федерации. Ряд исследователей оценивают произошедшие изменения еще шире, указывая на то, что повышение роли труда призвано обеспечить не только повышение благосостояния граждан, но и обеспечить взаимное доверие государства и общества.
