Залог цифровых прав
Аннотация
В статье анализируется правовое регулирование отношений, связанных с залогом цифровых прав. Являясь объектом гражданских прав, цифровые права могут выступать предметом различных сделок, в том числе предметом договора залога. Однако залог цифровых прав порождает ряд проблем, поскольку нормы, призванные урегулировать названные отношения, находятся на стадии формирования. В статье дается общая характеристика понятия и видов цифровых прав. На основании доктринального толкования ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подчеркивается, что права, не названные в законе цифровыми, не могут выступать в качестве объекта гражданских прав и быть предметом залога. Отмечается, что залог утилитарных цифровых прав возможен только в информационной системе, а определение информационной системы, содержащееся в законе, является достаточно общим и не учитывает специфику цифровых прав, поскольку может применяться к любой совокупности устройств, не основанных на цифровых технологиях. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что залог цифровых прав на данный момент возможен только в отношении утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов. Процесс формирования и реализации залоговых правоотношений в рамках цифровых прав на сегодняшний день не получил детального нормативного регулирования. При этом, учитывая особенности цифровых прав, обозначенные автором, к указанным отношениям можно применить аналогию закона.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 03/2025 |
Страницы | 34-37 |
Процесс эволюции цифровых прав в рамках гражданского законодательства обусловлен влиянием цифровых технологий на разнообразные сферы права и возникновением гражданского оборота в контексте цифровой среды. Прогресс в данной области способствует формированию новых категорий социальных отношений, которые находятся в корреляции с коммерческой активностью в Интернете и созданием нематериальных активов в виртуальной реальности. Интенсивное развитие информационных технологий привело к возникновению множества цифровых объектов, которые ранее не находили отражения в правовой системе. К таким объектам относятся криптовалюты, токены, учетные записи в различных онлайн-сервисах и другие элементы цифровой экономики. Одной из ключевых задач гражданского права является разработка и интеграция правовых норм, которые будут регулировать отношения, связанные с возникновением, управлением и реализацией прав на упомянутые объекты.
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ, который внес изменения в части первую и вторую, а также ст. 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный нормативный акт ввел в правовую систему понятие «цифровые права», в связи с чем было предусмотрено расширение классификации объектов гражданских прав.
Необходимо сразу отметить, что квалификация цифровых прав в качестве объектов гражданских прав вызвала негативную реакцию многих цивилистов, ввиду того, что цифровое право не обладает собственным содержательным смыслом.
Согласно ч. 1 ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), под цифровыми правами понимаются: «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам».
Кроме того, на основании той же статьи осуществление актов управления цифровым правом, включая его передачу, установление залога, наложение обременений и применение иных форм ограничения правомочий, связанных с данным цифровым правом, предполагает выполнение указанных действий исключительно в рамках информационной системы без обращения к третьему лицу.