На пути цифровизации в корпоративном праве: перспективы развития
Аннотация
В статье анализируется трансформация корпоративного права в условиях цифровизации и стремительного внедрения цифровых технологий. Рассматривается влияние искусственного интеллекта и алгоритмических систем на правовую природу корпоративного волеизъявления, обсуждается проблематика юридической ответственности, допустимости автоматизации принятия управленческих решений и использования цифровых «аватаров». Особое внимание уделено «распределенной воле», сложностям правового регулирования децентрализованных автономных организаций (DAO), а также необходимости нормативного закрепления механизмов правового аудита алгоритмов и цифровых систем. Предлагается внедрение многоуровневой модели ответственности, а также подчеркивается важность переосмысления традиционных правовых категорий в условиях цифровой среды.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 03/2025 |
Страницы | 22-25 |
В условиях активной цифровизации возрастает роль цифровых сервисов в повседневной жизни человека, они применяются не только в быту, но и в функционировании правовых институтов — от корпоративного управления до судебного производства. Появление цифрового пространства, переход от аналоговых к цифровым формам взаимодействия требуют не только совершенствования правовых норм, но и переосмысления самого понятия правосознания. Цифровая среда создает новую модель взаимодействия между субъектами права, где границы между человеком, алгоритмом и организацией становятся все более размытыми.
Цифровизация активно влияет на корпоративное право: появление новых цифровых инструментов меняет процедуру корпоративного управления. Искусственный интеллект (далее — ИИ), автоматизированные голосования все чаще применяются при принятии управленческих решений. Однако такие изменения порождают новые правовые и этические вопросы, в первую очередь связанные с субъектами и их ответственностью.
Внедрение цифровых технологий в корпоративное управление требует учета актуальных тенденций, отраженных в российской правовой системе. В частности, одним из значимых шагов в этом направлении стало закрепление в 2014 г. в ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) положений, касающихся процедуры удостоверения решений, принятых на очных общих собраниях обществ с ограниченной ответственностью. Законодатель допустил возможность использования технических средств фиксации, если это прямо предусмотрено уставом, при условии, что такие средства обеспечивают достоверную идентификацию факта принятия решения.
Существенные изменения произошли из-за пандемии COVID-19, когда законодатель временно отступил от устоявшихся норм. Так, несмотря на положения п. 2 ст. 50 закона об АО, запрещающие заочное голосование по вопросу избрания совета директоров, до 31 декабря 2021 г. предоставлялась возможность проведения таких собраний в заочной форме. Эти изменения были введены ст. 11 и 2 соответствующих федеральных законов от 7 апреля 2020 г. № 115-ФЗ и от 24 февраля 2021 г. № 17-ФЗ как антикризисная мера, направленная на поддержание корпоративной стабильности в условиях ограничений.
Вместе с тем цифровизация корпоративных процедур порождает новые риски, связанные с возможными злоупотреблениями. Один из примеров — использование дипфейков — синтеза правдоподобных поддельных изображений, видео и звука при помощи ИИ. Дипфейки могут использоваться для имитации проведения общих собраний, якобы с участием необходимого числа членов общества, либо создания фиктивных доказательств выражения воли участников в заочном порядке. Такие случаи могут стать особенно опасными при отсутствии четких технологических и юридических критериев аутентичности оснований возникновения, изменения, прекращения правоотношений в цифровой среде, что может привести к падению уровня доверия к новым механизмам управления.