Дата публикации: 18.09.2025

Некоторые проблемы защиты прав потребителей в условиях цифровой экономики

Аннотация

В статье рассматривается как позитивное, так и негативное влияние цифровизации экономики на отношения между потребителями и бизнесом. Приведены научные мнения о ряде вызовов в рассматриваемой сфере, примеры из мировой судебной практики. Рассмотрено зарубежное и российское законодательство, регулирующее данный институт. Предложены пути его усовершенствования и решения поставленных перед потребителем проблем.




Актуальность рассматриваемой темы обусловлена быстрыми изменениями, происходящими в мировой экономике под воздействием цифровых технологий. Цифровизация значительно меняет отношения между потребителями и бизнесом, предоставляя новые возможности, но и создавая определенные вызовы.

Рассмотрим ключевые аспекты этого влияния, начиная с позитивных. Во-первых, изменяются каналы взаимодействия, то есть происходит упрощение доступа к товарам и услугам: цифровизация позволяет потребителям легко находить и приобретать товары или услуги онлайн: через веб-сайты и мобильные приложения. Также появляется доступ к интерактивному общению: платформы для общения с клиентами, такие как чаты, чат-боты, социальные сети, позволяют бизнесам напрямую взаимодействовать с потребителями, улучшая обратную связь и уровень обслуживания.

Во-вторых, предложения становятся персонализированными: с помощью анализа данных бизнес может создавать персонализированные предложения для каждого потребителя, увеличивая привлекательность своего товара. Кроме этого, данные о поведении пользователей в Интернете позволяют настраивать рекламные кампании таким образом, чтобы они достигали именно тех потребителей, которые с большей вероятностью будут заинтересованы в покупке.

Следующий аспект — упрощение заключения сделок, так как возможность использования электронных подписей и онлайн-акцепта контрактов устраняет необходимость личных встреч и бумажной работы, что влияет еще и на ускорение процесса покупки.

Появляются инновации в обслуживании клиентов: развитие искусственного интеллекта и автоматизированных систем (например, чат-ботов и виртуальных помощников) будет еще более персонализировать взаимодействие с клиентами и улучшать опыт обслуживания.

Список литературы

1. Джабраилова Н.Д. Влияние цифровизации на развитие бизнеса / Н.Д. Джабраилова // Журнал прикладных исследований. 2023. № 1. С. 120–124.
2. Понкин И.В. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы / И.В. Понкин, В.П. Куприяновский, Д.И. Понкин // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16. № 1. С. 224–234. DOI:10.25559/SITITO.16
3. Пьянкова А.Ф. Особенности защиты прав потребителей в эпоху цифровизации экономики / А.Ф. Пьянкова // Пермский юридический альманах. 2019. № 2. С. 301–311.
4. Шагапов И.Р. Защита персональных данных в условиях развития цифровой экономики / И.Р. Шагапов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1. С. 153–155.
5. Шевченко А.Р. Правовое регулирование цифровой экономики / А.Р. Шевченко // Сфера права. 2020. № 3. С. 9–11.

Остальные статьи