Налоговый статус таможенной пошлины: поиск консенсуса в Российской империи
Аннотация
Работа посвящена истории таможенного дела, выделившегося в самостоятельный вид профессиональной деятельности, что позволило выработать к середине XIX столетия концептуальную модель таможенной пошлины, в частности, определить ее базовые признаки (обязательность и безвозмездность) и предикаты, указывающие на трансграничный характер таможенного налога и возможность переложения бремени его уплаты на участников товарных рынков, равно как и установить содержание основных элементов налогообложения в контексте действовавшего законодательства. Практика применения Таможенных тарифов 1891, 1894, 1903 и 1906 гг. позволяет заключить, что именно таможенная пошлина и ее базовые функции — фискальная, протекционистская и регулятивная — должны были уже в начале XX столетия использоваться в качестве одного из действенных инструментов осуществления импортозамещающей индустриализации в Российской империи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 03/2025 |
Страницы | 25-31 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2025-3-25-31 |
Таможенное дело Российской империи, выделившееся в самостоятельный вид профессиональной деятельности, располагало уже к середине XIX в. многофункциональным инструментарием таможенно-тарифного регулирования, включая достаточно приемлемую концептуальную модель таможенной пошлины, которая определялась в качестве обязательного, индивидуально безвозмездного и безвозвратного налогового платежа, взимаемого таможенными учреждениями (таможнями, заставами, постами и участками) в форме отчуждения денежных средств, принадлежавших участникам внешнеторговых операций на праве владения, распоряжения и пользования, в целях финансового обеспечения функций и задач публичной власти (рис. 1).
Указание в формулировке таможенной пошлины на необходимость нормативно-правового оформления ее базовых признаков (обязательность и безвозмездность) и предикатов, указывавших на трансграничный характер налогового платежа и возможность переложения бремени его уплаты на участников товарных рынков (продавцов или покупателей), на деле означало, что учреждение таможенного налога в полной мере являлось исключительной прерогативой государства и было обусловлено его целевым назначением, как то: формирование денежных ресурсов, направлявшихся на финансовое обеспечение самодержавной формы правления в Российской империи.
Изучение литературы XVIII–XIX вв. по налоговой и таможенной проблематике показывает, что дефиниция таможенной пошлины сопровождалась, как правило, специальной оговоркой. В частности, профессор Казанского университета Д.М. Львов писал: «Название “пошлина” не совсем точное, так как этого рода налоги вовсе не имеют характера пошлин, т.е. сборов за особые услуги со стороны государства», полагая, что «по сущности своей — это есть налог в собственном смысле слова, а именно налог косвенный».
Практика применения таможенной пошлины в качестве налогового платежа, поступавшего в доходную часть государственного бюджета, позволила сотрудникам и экспертам Департамента таможенных сборов Министерства финансов Российской империи акцентировать особое внимание на ряде обстоятельств объективного и субъективного порядка.
Первое обстоятельство: происхождение термина «таможенная пошлина». Например, профессор Санкт-Петербургского университета И.М. Кулишер писал: «Пошлина происходит от слова “пошлый”, т.е. давний, древний, исконный, что исстари ведется. “Пошлые дороги” — те дороги, которыми обычно ездят; пошлина — то, что идет, что пошло с товара». И пояснял: «Пошлина, следовательно, равнозначна латинскому слову consuetudo — обычай (“по старине, по пошлине”), от которого происходит английское custom, также обозначающее таможенные сборы, и французское coutume; последнее, как и немецкое Herkommen, в Средние века употреблялось и в смысле impôt или Steuer, т.е. налогов, раз навсегда установившихся в силу обычая, им освященных. Подобно всем этим выражениям, и у нас пошлина являлась обычным, исконным сбором (“ходили по пошлине”, т.е. действовали по-старому)».