Договор поручения декларанта с таможенным представителем. Риски, связанные с привлечением таможенного представителя к солидарной ответственности
Аннотация
Статья посвящена правовому анализу деятельности таможенного представителя, выявлению специфики гражданскоправовых отношений таможенного представителя с декларантом. Внешнеэкономическая деятельность — одна из хозяйственных отраслей экономики государства, которая пересекается с таможенным правом. Данная отрасль права крайне изменчива и специфична в части совершенствования таможенных процессов, однако специфичность являет и обратную сторону такого права, которая в данной статье выражена в солидарной ответственности таможенного представителя в рамках договорных отношений с декларантом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 03/2025 |
Страницы | 13-18 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2025-3-13-18 |
Глобализация экономики, внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность (далее — ВЭД) являются наиболее важной частью любой экономической системы государства. Процессы, связанные с перемещением товаров, оказанием услуг в рамках ВЭД, относятся к особой экономической отрасли взаимоотношений. Субъекты ВЭД, исходя из конъюнктуры экономики и геополитических отношений, всеми возможными способами пытаются оптимизировать процессы получения прибыли в рамках бизнес-процессов. Каждый из участников международного предпринимательства обязан действовать осознанно и добросовестно, принимать возможные риски и нести ответственности перед государством и контрагентами. Осуществляя профессиональную деятельность, участники ВЭД вступают в достаточно специфичную отрасль правоотношений — таможенное право, которое тесно пересекается с гражданским и международным правом.
На основании договора о Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС, Союз) Российская Федерация входит в Союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится скоординированная, согласованная или единая политика в отраслях экономики. Таким образом, на территории Российской Федерации действуют единые правила по формированию таможенных норм права. Действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) определяет общие положения в части таможенного права Союза. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ-289) укрепляет и регулирует таможенные правоотношения в части суверенных интересов Российской Федерации, а также содействует обеспечению исполнения международных договоров в части права ЕАЭС.
Международная торговля товарами и услугами подразумевает определенный порядок пересечения таможенных границ, который регулирует Федеральная таможенная служба (далее — ФТС). Действуя на основании ТК ЕАЭС, Решений Евразийской экономической коллегии, ФЗ-289, приказов Минфина и действуя на основании внутренних приказов ФТС осуществляет всесторонний таможенный контроль.
Стоит в очередной раз отметить специфику таможенных правоотношений, из которых вытекают существенные финансовые риски в случае нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД. Для целей минимизации рисковых ситуаций, оптимизации и ускорения прохождения таможенного контроля, уплаты таможенных платежей в таможенном законодательстве был создан институт таможенного представителя. Глава 55 ТК ЕАЭС определяет основные положения в части таможенного представителя, а именно конкретизирует, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена. Определены права и обязанности, основные условия деятельности, в том числе включение в реестр таможенных представителей, что разграничивает данный субъект от общего числа участников ВЭД.
Статья 346 ФЗ-289 толкует нормы права, связанные с таможенным представителем, более углубленно, где можно заметить явную юридическую последовательность с публичным договором по положению ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), о чем свидетельствует п. 4 ст. 346 ФЗ-289: отказ таможенного представителя от заключения договора с представляемым им лицом при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. В данном случае также обозначается возможность ограничить сферу услуг таможенного представителя. Но, однако, схожие юридические особенности, связанные с публичным договором, не могут быть реализованы за счет специфики таможенных правоотношений, а именно ст. 83 ТК ЕАЭС говорит о том, что декларант — лицо Союза или иностранное лицо, имеющее представительство на территории Союза, являющееся стороной сделки с товарами или от имени (и (или)) по поручению которого декларируются товары, а также на основании ст. 209 ГК имеет правомочие собственника, выраженное в п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС — право владения, пользования и распоряжения товарами. Следовательно, и право вступления в правоотношения с таможенным представителем имеет субъект, поименованный в ст. 83 ТК ЕАЭС, что и позволяет таможенному представителю не вступать в договорные отношения с лицами, не имеющими определенной правовой связи с товарами.