Дата публикации: 25.09.2025

Договор поручения декларанта с таможенным представителем. Риски, связанные с привлечением таможенного представителя к солидарной ответственности

Аннотация

Статья посвящена правовому анализу деятельности таможенного представителя, выявлению специфики гражданскоправовых отношений таможенного представителя с декларантом. Внешнеэкономическая деятельность — одна из хозяйственных отраслей экономики государства, которая пересекается с таможенным правом. Данная отрасль права крайне изменчива и специфична в части совершенствования таможенных процессов, однако специфичность являет и обратную сторону такого права, которая в данной статье выражена в солидарной ответственности таможенного представителя в рамках договорных отношений с декларантом.




Глобализация экономики, внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность (далее — ВЭД) являются наиболее важной частью любой экономической системы государства. Процессы, связанные с перемещением товаров, оказанием услуг в рамках ВЭД, относятся к особой экономической отрасли взаимоотношений. Субъекты ВЭД, исходя из конъюнктуры экономики и геополитических отношений, всеми возможными способами пытаются оптимизировать процессы получения прибыли в рамках бизнес-процессов. Каждый из участников международного предпринимательства обязан действовать осознанно и добросовестно, принимать возможные риски и нести ответственности перед государством и контрагентами. Осуществляя профессиональную деятельность, участники ВЭД вступают в достаточно специфичную отрасль правоотношений — таможенное право, которое тесно пересекается с гражданским и международным правом.

На основании договора о Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС, Союз) Российская Федерация входит в Союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится скоординированная, согласованная или единая политика в отраслях экономики. Таким образом, на территории Российской Федерации действуют единые правила по формированию таможенных норм права. Действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) определяет общие положения в части таможенного права Союза. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ-289) укрепляет и регулирует таможенные правоотношения в части суверенных интересов Российской Федерации, а также содействует обеспечению исполнения международных договоров в части права ЕАЭС.

Международная торговля товарами и услугами подразумевает определенный порядок пересечения таможенных границ,  который регулирует Федеральная таможенная служба (далее — ФТС). Действуя на основании ТК ЕАЭС, Решений Евразийской экономической коллегии, ФЗ-289, приказов Минфина и действуя на основании внутренних приказов ФТС осуществляет всесторонний таможенный контроль.

Стоит в очередной раз отметить специфику таможенных правоотношений, из которых вытекают существенные финансовые риски в случае нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД. Для целей минимизации рисковых ситуаций, оптимизации и ускорения прохождения таможенного контроля, уплаты таможенных платежей в таможенном законодательстве был создан институт таможенного представителя. Глава 55 ТК ЕАЭС определяет основные положения в части таможенного представителя, а именно конкретизирует, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена. Определены права и обязанности, основные условия деятельности, в том числе включение в реестр таможенных представителей, что разграничивает данный субъект от общего числа участников ВЭД.

Статья 346 ФЗ-289 толкует нормы права, связанные с таможенным представителем, более углубленно, где можно заметить явную юридическую последовательность с публичным договором по положению ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), о чем свидетельствует п. 4 ст. 346 ФЗ-289: отказ таможенного представителя от заключения договора с представляемым им лицом при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. В данном случае также обозначается возможность ограничить сферу услуг таможенного представителя. Но, однако,  схожие юридические особенности, связанные с публичным договором, не могут быть реализованы за счет специфики таможенных правоотношений, а именно ст. 83 ТК ЕАЭС говорит о том, что декларант — лицо Союза или иностранное лицо, имеющее представительство на территории Союза, являющееся стороной сделки с товарами или от имени (и (или)) по поручению которого декларируются товары, а также на основании ст. 209 ГК имеет правомочие собственника, выраженное в п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС — право владения, пользования и распоряжения товарами. Следовательно, и право вступления в правоотношения с таможенным представителем имеет субъект, поименованный в ст. 83 ТК ЕАЭС, что и позволяет таможенному представителю не вступать в договорные отношения с лицами, не имеющими определенной правовой связи с товарами.

Список литературы

1. Выборнова Е.С. Договорное право. Предмет гражданско-правового договора : учебное пособие для вузов / Е.С. Выборнова, Н.С. Александрова. 2-е изд. Москва : Юрайт, 2024. 136 с.
2. Клейменова А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : учебник для вузов / А.Н. Клейменова. Москва : Юрайт, 2024. 136 с.
3. Костик К.И. Оспаривание таможенными представителями решений таможенных органов о возложении солидарной обязанности по уплате таможенных платежей / К.И. Костик // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 3. С. 180–187.
4. Разумовская Е.В. Договорное право. Особенная часть : учебник для вузов / Е.В. Разумовская. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 449 с.
5. Федоренко К.П. Роль таможенных представителей в сфере ВЭД / К.П. Федоренко, В.В. Витюк // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 1. С. 120–127.

Остальные статьи