Проблемные вопросы осуществления взаимной административной помощи таможенных органов Российской Федерации и таможенных органов государств — членов ЕАЭС и пути их разрешения
Аннотация
В настоящей статье авторами приведены результаты анализа таможенного законодательства, регламентирующего осуществление взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Евразийского экономического союза, а также сложившейся правоприменительной практики, на основе которых с учетом международных стандартов и тенденций региональной экономической интеграции сформулированы основные проблемные вопросы в указанной области, а также предложения по их разрешению.
| Тип | Статья |
| Издание | Таможенное дело № 03/2025 |
| Страницы | 7-12 |
| DOI | 10.18572/2071-1220-2025-3-7-12 |
Анализ таможенного законодательства, регламентирующего осуществление взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов ЕАЭС, сложившейся на его основе правоприменительной практики позволяет выделить следующие проблемы в данной области:
1. Связанные с евразийской экономической интеграцией:
а) сокращение объема общественных отношений, регулируемых институтом взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов ЕАЭС. Так, такие основные виды (способы) взаимной административной помощи таможенных органов, как взаимное признание решений, принятых таможенными органами, и результатов проведения таможенного контроля, обмен информацией были закреплены в праве ЕАЭС в качестве принципов или направлений деятельности таможенных органов государств — членов ЕАЭС. При дальнейшем развитии евразийской интеграции взаимная административная помощь таможенных органов перестает существовать в качестве самостоятельного института и становится фактически внутриведомственным взаимодействием;
б) право ЕАЭС отличается большей негибкостью по сравнению с международными договорами о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Поскольку последние представляют собой главным образом двусторонние соглашения (как правило, межведомственного характера), то процедура их актуализации требует согласования двух субъектов международной деятельности, при этом такая актуализация в полной мере учитывает специфику осуществления взаимной административной помощи на двустороннем уровне, что представляется затруднительным либо невозможным обеспечить в рамках наднационального регулирования в условиях ЕАЭС;
в) межотраслевой характер института взаимной административной помощи, обуславливающий невозможность его исчерпывающей регламентации в праве ЕАЭС, а также иных источниках таможенного права, наличие существенных различий в материальном и процессуальном законодательстве государств — членов ЕАЭС, регулирующем как осуществление взаимной административной помощи, так и иные сопутствующие вопросы. Данная проблема особенно усиливается в связи с тем, что институт взаимной административной помощи таможенных органов охватывает два отдельных направления ее осуществления — в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (таможенный контроль) и предупреждения и пресечения нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования (правоохранительная деятельность);
