Таможенное регулирование перемещения товаров физическими лицами в Таможенном союзе: правовые и экономические аспекты
Аннотация
В статье комплексно рассмотрены правовые и экономические условия трансграничного перемещения товаров физическими лицами в рамках Таможенного союза, а также проанализировано влияние норм таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на динамику потребительской активности, бюджетные поступления и общественную безопасность. Автор подчеркивает важность междисциплинарного подхода, сочетающего правовые аспекты и экономические инструменты, позволяющего минимизировать трансакционные издержки и обеспечить должную защиту национальных рынков от рисков коммерческого злоупотребления льготными режимами. Определен вектор дальнейшей модернизации норм, связанный с углублением цифровизации процедур, унификацией регламентов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и расширением механизмов управления таможенными рисками. В настоящем исследовании использовался комплексный междисциплинарный подход для оценки правовых и экономических условий трансграничного перемещения товаров физическими лицами в рамках Таможенного союза. В качестве основных материалов служили нормативно-правовые акты (включая Таможенный кодекс Таможенного союза, решения Евразийской экономической комиссии и федеральные законы, регулирующие таможенно-тарифное и нетарифное регулирование), статистические данные по перемещению товаров и бюджетным поступлениям, а также эмпирические данные, полученные из современных публикаций и монографий. Методологическая база исследования опиралась на общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, классификация) и специализированные экономико-правовые методы, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой анализ, а также контент-анализ нормативных документов. Проведенный анализ выявил, что система трансграничного перемещения товаров физическими лицами является сложным механизмом, в котором тесно переплетаются правовые, экономические и административные компоненты. Исследование показало, что существующие нормы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования не всегда соответствуют современным реалиям, что приводит к ряду практических проблем. На основании проведенного исследования можно сделать несколько ключевых выводов. Во-первых, трансграничное перемещение товаров физическими лицами в рамках Таможенного союза представляет собой сложный процесс, требующий интеграции правовых и экономических мер, а также совершенствования административных процедур. Во-вторых, выявленные разногласия между теоретическими нормативами и практическим применением указывают на необходимость обновления нормативной базы с акцентом на цифровизацию и унификацию стандартов на уровне ЕАЭС. В-третьих, совершенствование административного процесса в сочетании с развитием цифровых технологий позволит сократить трансакционные издержки, минимизировать бюджетные потери и обеспечить более целенаправленное управление таможенными рисками.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 03/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2025-3-2-6 |
В условиях ускоряющейся экономической глобализации и постоянного роста пассажиропотока вопросы перемещения товаров физическими лицами через границы Таможенного союза (ТС) приобретают все более сложный и многоуровневый характер. С одной стороны, данное явление способствует укреплению потребительского сектора, развивает туристическую индустрию и стимулирует различные формы непрямой торговли (включая приобретение товаров за рубежом и их дальнейшую доставку для личных нужд). С другой стороны, отсутствие продуманной системы контроля или ее несогласованное применение ведет к ряду экономических, правовых и социальных вызовов: от потери бюджетных доходов до угрозы общественной безопасности при перемещении потенциально опасных или запрещенных категорий товаров. Анализ административного процесса в механизме таможенного регулирования, проведенный Новиковым А.Б., демонстрирует, что совершенствование процедур контроля — ключ к повышению эффективности реализации таможенной политики. Ниже представлен анализ ключевых аспектов правового и экономического регулирования в данной сфере в отношении некоммерческого товаропотока, учитывающий современные подходы таможенной экономической науки.
Одним из базовых инструментов, формирующих правовую основу этого процесса, выступает Таможенный кодекс Таможенного союза в совокупности с решениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Они закрепляют принцип дифференциации товаров на две категории: «личные» (не предназначенные для извлечения прибыли) и «коммерческие» (приобретенные для предпринимательской деятельности). При этом для товаров личного пользования устанавливаются более «мягкие» условия таможенного оформления и уплаты таможенных пошлин и сборов: например, относительно высокие лимиты по стоимости и (или) весу, которые позволят обойти процедуру стандартного коммерческого декларирования. Тем не менее следует учитывать, что превышение этих норм или наличие специфических свойств у товаров (например, их опасный характер, стратегическая ценность, принадлежность к категории культурных ценностей, радиоактивных материалов и т.п.) влечет ужесточенный режим контроля. На практике это означает либо обязательное письменное декларирование с расчетом соответствующих таможенных платежей, либо, в ряде случаев, полный запрет ввоза или вывоза таких предметов.
В экономической плоскости упрощенное перемещение товаров физическими лицами для личных нужд отражает стремление законодателя снизить трансакционные издержки (transaction costs), особенно в контексте туристических поездок, приграничной торговли и личных покупок, совершенных за рубежом. Теоретически подобная «либерализация» содействует более интенсивному потреблению, развитию микроуровневых рыночных связей (shopping tourism, заграничные онлайн-заказы) и повышает общий уровень благосостояния граждан. Однако в условиях масштабирования этих процессов возникает риск экономических потерь для бюджета, связанный с огромным «серым» и «параллельным» импортом. Если товары, предназначенные фактически для розничной продажи, проходят таможенную очистку как личные (и, соответственно, не облагаются ставками пошлин, применимыми к коммерческому обороту), государство недополучает таможенные платежи, искажается конкуренция на внутреннем рынке. Как отмечают Дмитриев В.К. и Рагозина Н.А., существующие экономико-правовые механизмы в рамках Таможенного союза требуют доработки для минимизации бюджетных потерь при упрощении таможенного оформления. Именно поэтому в ТС функционирует система управления таможенными рисками, направленная на аналитическую оценку потоков товаров: частоту перемещений, совокупную стоимость, характер и вид товаров, сопровождающую документацию.