Трудовые права и семейные обязанности: проблемы совмещения
Аннотация
В статье исследованы актуальные проблемы совмещения работниками трудовых прав и семейных обязанностей. Особое значение авторами придается анализу Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 г.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 05/2025 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2025-5-2-5 |
Одной из важнейших социальных функций семьи в науке семейного права считается репродуктивная функция, эффективное выполнение которой является залогом стратегического существования любого государства. Именно поэтому вопросы репродукции находятся в постоянном фокусе его внимания.
Сегодня к семейной и демографической политике страны привлечено большое внимание. В принятой в 2025 г. Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 г. (далее — Стратегия) отмечается, что Российская Федерация, как и все страны, проходит этап демографического перехода. Он характеризуется снижением уровня рождаемости, отдалением возраста вступления в брак и деторождения на более поздний период, переходом к малодетным и однопоколенным моделям семьи, старением населения. С 2017 года в Российской Федерации наблюдается естественная убыль населения. Снижение рождаемости обусловлено несколькими факторами: негативное влияние демографических волн (смены многочисленных и малочисленных поколений матерей и отцов) из-за резкого снижения рождаемости в периоды Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и экономического кризиса 1990-х годов проявилось в сокращении числа женщин репродуктивного возраста. Если в 2006 г. это число составляло 39,4 млн, то к 2023 г. снизилось до 34,2 млн, и эта тенденция, как показывает прогноз Федеральной службы государственной статистики, сохранится до 2046 г.
В Стратегии отмечается изменение установок на вступление в брак и рождение детей: сегодня преобладает такая модель жизненного цикла, когда молодые люди сначала реализуются в профессиональной сфере, добиваются финансовой самостоятельности и только потом принимают решения о создании семьи и рождении детей. Там же отмечается, что динамика рождаемости традиционно повторяет динамику доходов населения. Не позволяют принимать решения о рождении детей недостаточные доходы значительной части семей, высокая степень закредитованности. При этом, согласно Стратегии, потенциал влияния социальных мер на повышение благосостояния семей с детьми практически исчерпан. Рост доходов необходимо обеспечить экономическими инструментами, иными словами, семьям должны оказывать помощь все отрасли экономики и компании разных форм собственности. Субъекты Российской Федерации, исходя из своих возможностей, уже реализуют дополнительные меры поддержки для семей с детьми. Что касается Стратегии, то к мерам поддержки отнесены главным образом трудоустройство неработающих матерей, возможность совмещения отпуска по уходу за ребенком с повышением квалификации или приобретением новой профессии, сочетание указанного отпуска с трудовой занятостью. Представляется, что массовое распространение такой практики не вполне отвечает интересам детей, которые в первые годы жизни нуждаются в постоянном материнском внимании, а также отрицательно сказывается на здоровье женщин, лишая их и так недостаточного отдыха, снижает качество заботы о ребенке.
Судя по называнию и содержанию Стратегии, речь в ней идет о призыве к многодетности каждой семьи. Это, однако, не согласуется с установкой значительного числа россиян на приемлемые для них в современных условиях размеры семьи. Анализ Стратегии и запланированных результатов ее выполнения показывает, что обозначенные в ней весьма важные потребности многих лиц с семейными обязанностями и детей не будут удовлетворены и через 10 лет, а численность населения будет и далее сокращаться. Достаточно сказать, например, что к 2036 г. планируется сохранение малообеспеченности 8% семей с тремя и более детьми.
Иначе говоря, можно сделать общий вывод: хорошо осознаваемые потребности семей реализуются не в полной мере из-за недостатка направляемых на эти цели финансовых средств. Согласно названному выше распоряжению Правительства РФ финансовое обеспечение расходов на реализацию Стратегии будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет внебюджетных источников. В настоящее время, в условиях проведения специальной военной операции, предложения о развитии соответствующего законодательства делаются с оглядкой на ограниченность финансовых средств. К тому же невысокая заработная плата, зачастую недостаточная для содержания даже одного ребенка, нередко обосновывается низкой производительностью труда.