К вопросу о пенсионном обеспечении инвалидов Гражданской войны и членов их семей в системе социального обеспечения РСФСР в 1937–1956 гг.
Аннотация
В статье рассмотрены особенности пенсионного обеспечения инвалидов Гражданской войны из числа военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, а также членов их семей, в системе социального обеспечения РСФСР в период с 1937 по 1956 гг., проанализированы соответствующие нормативные акты. Автором показано различие в отношении советского государства к инвалидам трех войн: Великой Отечественной, Гражданской и Первой Мировой.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 05/2025 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-5-14-18 |
Пенсионное обеспечение участников боевых действий, получивших ранения во время Гражданской войны 1918–1920 гг., в настоящее время находится в сфере интересов исследователей. Пенсионированию красноармейцев и их иждивенцев в 1917–1930-х гг. уделено внимание в работах И.В. Сиваковой, А.С. Ковалева, И.В. Орловой. Проблемы установления пенсий участникам белого движения антибольшевистскими правительствами исследованы В.М. Рынковым. Наша задача: рассмотрение особенностей пенсионного обеспечения инвалидов-красноармейцев – участников Гражданской войны из числа рядового и младшего начальствующего состава, а также членов их семей в 1937–1956 гг. в системе социального обеспечения РСФСР. Хронологические рамки работы ограничены, с одной стороны, вступлением в силу постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 23 марта 1937 г. № 493, согласно которому с 1 мая этого же года назначение и выплата пенсий неработающим пенсионерам была сосредоточена в органах социального обеспечения; с другой – вводом в действие с 1 октября 1956 г. закона «О государственных пенсиях», унифицировавшего подходы к пенсионному обеспечению инвалидов всех войн.
К инвалидам Гражданской войны относились лица, «поступившие добровольно или в порядке мобилизации государственной, профессиональной или партийной в ряды Красной Армии и Флота, а равно Красной Гвардии и Продармии и утратившие трудоспособность в связи с прохождением военной службы в период гражданской войны». К моменту объединения контингентов российских инвалидов Гражданской войны под эгидой Народного Комиссариата социального обеспечения (Наркомсобес, НКСО) РСФСР этими органами уже пенсионировались лица, не являвшиеся рабочими и служащими (из крестьян, мещан, учащихся и т.д.). Инвалиды войны из числа рабочих и служащих с середины 1920-х гг. до мая 1937 г. обеспечивались органами социального страхования.
Для оценки инвалидности в СССР с 1932 г. применялась трехгрупповая классификация. Первая группа устанавливалась нетрудоспособным лицам, нуждавшимся в постороннем уходе или надзоре; вторая – нетрудоспособным, которым не требовался постоянный посторонний уход; третья – лицам, сохранившим остаточную трудоспособность. При этом на пенсионное обеспечение принимались инвалиды, отнесенные к первой и второй группам. Инвалидам третьей группы пенсии назначались лишь в тех случаях, когда по каким-либо причинам не представлялось возможным принять их на обеспечение в форме трудового устройства.
Накануне вышеуказанного объединения, с 1 января 1937 г., вступили в силу Постановления ЦИК СССР и СНК СССР от 31 января и Президиума ВЦСПС от 19 апреля об увеличении размеров пенсий инвалидов Гражданской войны и членов их семей. Первое постановление регламентировало пенсионное обеспечение советских граждан, получавших пенсии в порядке социального обеспечения в НКСО РСФСР, второе – в органах социального страхования. Оба нормативных акта определяли одинаковые базовые размеры. Однако, если для инвалидов Гражданской войны, пенсионировавшихся от органов Наркомсобеса, эти размеры были твердыми, то для инвалидов-рабочих и инвалидов-служащих они были зафиксированы в качестве минимальных. Постановление от 19 апреля 1937 г. применялось и к тем инвалидам, которые после установления группы инвалидности в связи с участием в Гражданской войне работали по найму. В связи с усилением группы и оставлением работы они приобретали право на пенсию по социальному страхованию, т.е. получали возможность расчета пенсии их заработка в размере выше нормированного минимума.