Противодействие коррупции в сфере закупок для нужд вооруженных сил в Республике Сербия
Аннотация
Вопросы повышения эффективности защиты государственных закупок в интересах национальной безопасности занимают важное место как для российских, так и для зарубежных законодателей и правоприменителей. На протяжении длительного времени в Республике Сербия коррупция служила значительным препятствием для прогресса производительных сил, замедляла экономическое развитие и приводила к социальному неравенству. Внутренняя нестабильность долгое время не позволяла стране начать масштабную кампанию по борьбе с коррупцией в различных отраслях экономики и в государственных учреждениях, однако в последнее десятилетие сербским правительством принимаются соответствующие меры по борьбе с данным видом преступности. Особое внимание уделяется коррупции в армии из-за растущих расходов на модернизацию вооружений и поддержание боевой готовности. Какие правовые механизмы применяет Сербия для противодействия этому виду преступности? Какие проблемы при этом возникают? Исследование правовых мер, связанных с защитой отношений в сфере оборонных закупок в Сербии, стало основной целью автора при написании данной статьи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 05/2025 |
Страницы | 10-13 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-5-10-13 |
Оборонная политика Сербии сегодня представляет собой сложное переплетение исторических, геополитических и внутренних факторов, требующих глубокого анализа и осмысленного подхода. После длительного периода нестабильности на Балканах Сербия продолжает развивать свою оборону, стремясь к интеграции в европейские структуры безопасности. Современные вызовы, такие как миграционные потоки, киберугрозы и региональные конфликты, требуют от сербской армии адаптации и модернизации. Сбалансированное сотрудничество по данным вопросам с Европейским Союзом, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, становится первоочередной задачей сербского правительства. Оно осознает, что укрепление обороноспособности зависит от баланса между национальной идентичностью и международными обязательствами. Использование новых технологий и повышение боевой готовности – ключевые направления, которые определяют будущее обороны и безопасности Республики Сербия.
Президентом Сербии А. Вучичем в 2023 г. принято решение о повышении расходов на вооружение и оснащение армии на следующие пять лет на 1,25 млрд евро. Кроме того, Сербия в 2024 г. дополнительно выделила почти 740 млн евро на приобретение нового вооружения и военной техники.
Высокие суммы финансирования оборонных программ привлекают внимание различных заинтересованных лиц, способных использовать свои связи для получения выгодных контрактов. Конфликт интересов порой становится нормой, когда бизнес и государственные интересы переплетаются, что дополнительно усугубляет проблему. В этой связи справедливо суждение Е.Б. Калоевой о том, что общебалканские последствия крушения Югославии и целая череда военных конфликтов привели к возникновению в странах этого региона, в том числе Сербии, сети коррумпированных политиков, военных и их деловых партнеров по криминальному бизнесу.
При этом в последние годы в Сербии усилилось внимание к преступлениям в сфере оборонного заказа, что связано с растущими объемами государственного оборонного финансирования и увеличением числа контрактов на поставку военной техники и услуг.
Недостатки уголовно-правовой ответственности и слабая работа правоохранительных органов также способствуют сохранению коррупционных схем. Существующая паттерная практика позволяет «теневым» участникам рынка уклоняться от ответственности, тем самым подрывая доверие общества к государственным институтам и ухудшая общую безопасность страны. В результате коррупция в сфере оборонного заказа в Сербии становится серьезной угрозой не только для экономики, но и для национальной безопасности.