Когда злоупотребление при выполнении государственного оборонного заказа выходит за рамки обычного должностного преступления
Аннотация
В статье анализируются признаки субъективных сторон общей и специальных норм (ст. 285 и 285.4 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), выявляются существенные уголовно-правовые отличия, связанные со степенью общественной опасности, указывается на возможность злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа не только по мотивам корыстной и иной личной заинтересованности, приводится вероятная цель преступления, предусмотренного ст. 285.4 УК РФ, заключающаяся в нарушении обороноспособности государства, обосновывается вывод об отсутствии в уголовном законодательстве Российской Федерации нормы, устанавливающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа с целью нарушения обороноспособности государства, делаются предложения о необходимости законодательных изменений и предлагается конкретное их содержание.
Ключевые слова
- злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
- степень общественной опасности преступления
- мотив и цель преступления
- корыстная и иная личная заинтересованность
- нарушение обороноспособности Российской Федерации
- государственная измена
- диверсия
- законодательные изменения
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 05/2025 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-5-2-5 |
Сравнительная уголовно-правовая характеристика общей и специальной нормы (ст. 285 и 285.4 УК РФ)
Дополнение в 2017 г. универсальной уголовной нормы, посвященной должностным преступлениям, ст. 285 УК РФ, специальной нормой – ст. 285.4 УК РФ, исходя из усиления тяжести санкции, очевидно, призвано посредством ужесточения ответственности усилить уголовную защищенность приоритетных интересов государства в сфере обороны.
Полная идентичность признаков субъективной и объективной сторон данных статей предопределяет схожее уголовно-правовое понимание таких оценочных, а потому традиционно дискуссионных признаков, как мотив и общественно опасные последствия.
Следственно-судебная практика по обоим статьям оперирует схожими формулировками: «…из иной личной заинтересованности, обусловленной побуждениями карьеризма, желанием получить положительную оценку своей работы по указанной выше должности со стороны главы администрации и министра образования…» и «…из иной личной заинтересованности, обусловленной желанием выслужиться перед вышестоящим начальством по недопущению срыва выполнения первого этапа контракта, а также не быть привлеченным к дисциплинарной ответственности…».
Учитывая хронологию анализируемых норм (введение специальной нормы после общей), справедливо предположение о переносе следственно-судебной практикой теоретических понятийных составляющих ст. 285 УК РФ на ст. ст. 285.4 УК РФ. Можно констатировать идентичность понимания элементов составов указанных преступлений с единственным отличием, заключающимся в дополнительном условии – выполнении государственного оборонного заказа.