Дата публикации: 11.09.2025

Германова А.А. Проблемные аспекты совершения нотариальных действий в условиях следственного изолятора

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о совершении нотариальных действий от имени лиц, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, приводятся статистические сведения Федеральной службы исполнения наказаний. Подчеркивается возрастающая актуальность и значимость выбранной темы и ее недостаточная изученность. Автором анализируется действующее законодательство, регулирующее право подозреваемых и обвиняемых иметь свидание с нотариусом с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В статье выделены три основные проблемы совершения нотариальных действий от имени лиц, которым избрана указанная мера пресечения, и рассматривается ряд особенностей, связанных с рассматриваемыми обстоятельствами. Основной целью статьи является анализ процесса работы нотариусов с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в условиях учреждений уголовно-исполнительной системы. В статье обосновывается необходимость совершенствования и создания единого для всех следственных изоляторов процесса согласования и работы нотариусов в условиях указанных учреждений. Автором подчеркивает важность соблюдения нотариальной тайны при совершении нотариальных действий в контексте необходимости получения предварительного разрешения следственных органов и судов. В статье автор опирается на личный нотариальный опыт, связанный с совершением нотариальных действий в рассматриваемых условиях. Автор приходит к выводу, согласно которому вопрос совершения нотариальных действий в учреждениях уголовно-исполнительной системы не теряет своей актуальности и требует дальнейшего изучения и проработки.




В настоящее время совершение нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы в целом увеличивается, а в учреждениях уголовно-исполнительной системы является востребованным и актуальным. Однако, несмотря на то, что к нотариусам все чаще обращаются для совершения нотариальных действий при вышеназванных обстоятельствах и в научной литературе все больше освещается данная тема, до сегодняшнего дня в нотариальной практике существует ряд неоднозначных вопросов, требующих дальнейшего исследования. Согласно статистическим сведениям Федеральной службы исполнения наказаний «по состоянию на 1 января 2023 года в уголовно-исполнительной системе содержится 433 006 человек; функционируют: 35 исправительных колоний особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, 6 исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, 251 исправительная колония строгого режима, 164 исправительные колонии общего режима для осужденных мужчин, исправительные колонии общего режима для осужденных женщин, 94 колонии-поселения, 51 лечебное исправительное учреждение, 23 лечебно-профилактических учреждения, 7 тюрем, 13 воспитательных колоний, 46 исправительных центров, 210 следственных изоляторов. Также в уголовно-исполнительной системе действуют 71 помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, 25 транзитно-пересыльных пунктов, 321 участок исправительных центров, изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях».

В настоящей статье мы рассмотрим особенности совершения нотариусами и лицами, исполняющими их обязанности, нотариальных действий только в следственных изоляторах (далее – СИЗО) и на примере города Москвы. В указанных учреждениях уголовно-исполнительной системы содержатся: лица, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации и которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; лица, в отношении которых ведется предварительное следствие (подследственные); лица, в отношении которых ведется рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции и которым мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения (подсудимые); лица, в отношении которых вынесен приговор, согласно которому им назначено наказание в виде лишения свободы и такой приговор вступил в законную силу, а также те лица, которые остались отбывать наказание в виде лишения свободы в следственном изоляторе (осужденные).

В соответствии с ч. 1 ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) «дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый: скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу». Статья 98 УПК РФ закрепляет виды мер пресечения, среди которых последней мерой названо заключение под стражу. Статья 108 УПК РФ предусматривает, что заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Статьи УПК РФ, посвященные правам подозреваемого (п. 3.1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ) и правам обвиняемого (п. 9.1 ч. 4 ст. 47 УПК РФ) прямо закрепляют среди прав указанных лиц право с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста иметь свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов в сфере предпринимательской деятельности. При этом в указанных статьях установлен запрет на совершение нотариальных действий в отношении имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые может быть наложен арест в случаях, предусмотренных УПК РФ.

Список литературы

1. Германова А.А. Проблемы и особенности совершения нотариусами нотариальных действий от имени лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу / А.А. Германова // Адвокатская практика. 2022. № 4. С. 2–7.
2. Кочкина О.В. Особенности работы нотариусов с осужденными в местах лишений свободы / О.В. Кочкина, О.А. Марчук // Нотариус. 2021. № 4. С. 7–9.

Остальные статьи