Элементы правового статуса наукограда и их проблематика на современном этапе
Аннотация
Статья посвящена анализу правовых элементов статуса наукограда, установленных Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», включая муниципальную форму городского округа, научно-технический потенциал, научно-производственный комплекс и стратегическое планирование. Выявлены множественные противоречия, возникающие при их реализации, в связи с чем обосновывается необходимость пересмотра действующей модели управления территориями науки в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 03/2025 |
Страницы | 28-31 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2025-3-28-31 |
Наукограды, выступающие правопреемниками научных и научно-производственных центров, сформировавшихся в советский период, призваны стать точками роста российской науки и технологий, обеспечивать трансфер знаний, а также формировать кадровый, производственный и инновационный потенциал страны. Однако практика показывает: научные организации и органы местного самоуправления не могут реализовать эти задачи из-за несовершенства правового механизма, обеспечивающего их институциональное оформление.
Истоки данной проблемы предлагается искать в самой конструкции правового статуса наукограда, закрепленной в ст. 1 Закона № 70-ФЗ. Она основывается на трех базовых элементах: особой муниципальной форме, научно-техническом потенциале и градообразующем научно-производственном комплексе.
Цель настоящего исследования заключается в правовом анализе указанных и иных установленных законом критериев, необходимых для оформления статуса наукограда, а также в систематизации актуальных правовых проблем, возникающих в процессе их реализации.
Муниципальный статус городского округа
Первоначально, до проведения муниципальной реформы 2003–2005 гг., закон о наукоградах ориентировался на модель муниципального устройства, согласно которой предусматривалось существование наукоградов как особого вида муниципальных образований, фактически приравненных к городам областного подчинения. В первых редакциях Закона № 70-ФЗ вовсе не было привязки к какому-либо виду муниципального образования. Однако со вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наукограды были отнесены к категории городских округов, исключая возможность их существования в иных формах муниципального образования. Аналогичная динамика изменений прослеживается и в Законе № 70-ФЗ (необходимость закрепления статуса городского округа появилась в редакции, вступившей в силу 01.01.2006). Данная поправка породила ряд правовых коллизий, особенно в случаях, когда научный центр располагается в муниципалитетах иного типа.