Дата публикации: 11.09.2025

Роль современных городов в обеспечении технологического суверенитета государства

Аннотация

В статье рассматривается роль современных городов как ключевых субъектов в обеспечении технологического суверенитета Российской Федерации. На основе анализа Конституции РФ, федерального законодательства и современных научных публикаций раскрываются механизмы, через которые города участвуют в формировании и реализации политики технологической независимости, а также оценивается их вклад в развитие национальной инновационной инфраструктуры, кадрового потенциала и импортозамещения в условиях санкционного давления.




Современные вызовы, с которыми столкнулось наше государство, придали актуальность задаче обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. Российское законодательство и стратегические документы последних лет подчеркивают необходимость развития городских пространств как центров инноваций, цифровой трансформации и технологического суверенитета. Научные публикации фиксируют тенденции и проблемы, связанные с этим процессом, а также обозначают ключевые направления государственной политики в сфере градостроительства и технологического развития.

Определение понятия «технологический суверенитет» активно исследуется в научной литературе. Теоретические аспекты концепции технологического суверенитета изложены в статье Приходько И.И. Прослеживается связь термина «технологический суверенитет» с понятиями «технологическая безопасность», «технологическая самодостаточность», а также проводится анализ различных подходов к понятию «технологический суверенитет».

Авторы статьи «Концепция технологического суверенитета в современной государственной политике России» исследуют институциональные и правовые рамки для реализации технологического суверенитета, а также единую концептуальную базу исследуемого понятия. Выявлено несколько понятий, которые в отечественной и зарубежной научной литературе используются в качестве синонимов: технологический суверенитет; технологическая независимость; технологическая самостоятельность; технологическая автономия. Отмечается также использование понятия «(научно-, технико-) технологическая безопасность».

Следует иметь в виду и различия в подходах к определению самого понятия «суверенитет». Он относится к основным признакам государства, что зафиксировано практически во всех конституциях современных государств. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство. Ее суверенитет распространяется на всю ее территорию, определяется Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 4). Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, формализованной в Постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П, по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции России суверенитет предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности (ст. 67 Конституции Российской Федерации). Конституционный принцип суверенитета государства конкретизирован в отраслевом законодательстве, а пространственный предел его действия определяется Государственной границей России.

Исследование регионального аспекта формирования технологического суверенитета (на примере Тульской области) проводится в статье Нурмухамедова Р.М. и Кухтенковой Е.Д. Делается акцент на структурировании системы показателей, в соответствии с которыми необходимо организовать «мониторинг технологической трансформации промышленности», и необходимости создания благоприятных условий для развития высокотехнологичных отраслей и привлечения инвестиций в регион.

Список литературы

1. Баришполец В.А. Критические технологии / В.А. Баришполец // Большая Российская энциклопедия. В 30 томах. Т. 16: Крещение Господне — Ласточковые / председатель научно-редакционного совета Ю.С. Осипов. Москва : Большая Российская энциклопедия, 2010. 750 с.
2. Бурмистров А. Антрополис «Дубна» ― в Московской области создают пространство для интеграции фундаментальной науки, образования и хайтека / А. Бурмистров // Научная Россия. 2025. 19 июня.
3. Гуреева Ю. Шадаев: Цифровой суверенитет — защита пользователей и интересов государства / Ю. Гуреева // Российская газета. 2025. 22 мая.
4. Завгородний А.Ф. «Утечка умов» из России: характеристика и последствия / А.Ф. Завгородний, А.В. Хомяченко // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 5–1 (111). С. 142–146.
5. Задорожная Е.В. Конституционно-правовые аспекты трансформации современного государства: особенности развития концепции суверенитета / Е.В. Задорожная // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2024. Т. 49. № 3. С. 495–501. DOI: 10.52575/2712-746X-2024-
6. Нурмухаметов Р.К. Региональный аспект формирования технологического суверенитета (на примере Тульской области) / Р.К. Нурмухаметов, Е.Д. Кухтенкова // Финансовые рынки и банки. 2024. № 1. С. 75–79.
7. Перминова Е.А. «Дефицит рабочих кадров: пути решения» / Е.А. Перминова // Комитет Совета Федерации Российской Федерации по социальной политике. 2024. 23 мая.
8. Потапцева Е.В. Концепция технологического суверенитета в современной государственной политике России / Е.В. Потапцева, В.В. Акбердина, А.О. Пономарева // AlterEconomics. 2024. Т. 21. № 4. С. 818–842. DOI: 10.31063/AlterEconomics/2024.21-4.9
9. Приходько И.И. Теоретические аспекты концепции технологического суверенитета / И.И. Приходько // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8. № 4. С. 88–96.
10. Сиваев Е.А. Научно-технологический суверенитет российской промышленности в условиях нового мирового хозяйственного уклада / Е.А. Сиваев // Вестник экспертного совета. 2024. № 3 (38). С. 46–53.
11. Терешкина Н.Е. Стратегическое государственное управление научно-технологическим развитием в России: состояние и проблемы / Н.Е. Терешкина, О.А. Халтурина // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 11–1. С. 109–114.

Остальные статьи