Правовые основы применения терминов «плод», «ребенок», «насцитурус» и их значение для определения гражданских прав
Аннотация
В статье рассматриваются понятия и сочетание терминов «плод», «ребенок» и «насцитурус», что представляет собой сложный семантический и концептуальный узел на пересечении биологии, медицины, юриспруденции и философии. Каждый термин несет свою специфическую смысловую нагрузку, отражающую стадию развития человеческого существа и его правовой статус. Данная статья детально анализирует происхождение, определение, сферы применения и точки пересечения этих терминов, а также выявляет ключевые проблемы и противоречия, возникающие из-за их неоднозначного использования в различных контекстах. Особое внимание уделяется юридической фикции «насцитурус» как взаимосвязи биологического существования плода и социально-правового статуса ребенка.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 03/2025 |
Страницы | 7-9 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2025-3-7-9 |
Определение статуса человеческого существа на ранних этапах его развития является одной из наиболее дискуссионных проблем науки и общества. Термины «плод», «ребенок» и «насцитурус» используются для описания одного и того же биологического объекта — развивающегося человека в различных дискурсивных полях: медицинском, социально-бытовом и юридическом. Эта терминологическая множественность нередко приводит к семантической путанице, концептуальным коллизиям и серьезным этико-правовым дилеммам. Для регулирования правового вопроса и в целях закрепления гражданских прав за данным субъектом правоотношений, думается, стоит провести системный анализ каждого термина, выявить области их корректного применения и исследовать специфику понятия «насцитурус» как уникального правового понятия, связующего биологическую реальность плода с правовым статусом ребенка.
Термин «плод» (лат. fetus — потомство, вынашивание) в современной эмбриологии и акушерстве строго относится к стадии внутриутробного развития после 9-й недели беременности и до момента рождения. Этой стадии предшествует стадия эмбриона (от зачатия до 8-й недели). Такое определение дают «Большая советская энциклопедия», «Многотомное руководство по акушерству и гинекологии» под редакцией А.П. Кирющенкова и иные источники.
На стадии плода происходят органогенез, или развитие основных органов и систем, быстрый рост, дифференцировка тканей и приобретение черт, характерных для новорожденного. Критические этапы включают формирование всех органов, появление двигательной активности, развитие сенсорных систем, созревание легких.
Основной термин применяется специалистами в области акушерства и гинекологии для описания анатомии, физиологии, патологии, диагностики и лечения состояний во второй половине беременности. Например, можно столкнуться с такими словосочетаниями, как «развитие плода», «страдание плода», «аномалии плода» и др. Кроме того, общепринятое в медицине понятие плода используется и в науке. Например, в биологии развития, генетике, токсикологии.
В подобном контексте можно с уверенностью сказать, что термин «плод» несет в себе нейтрально-объективную, биологическую и медицинскую нагрузку. Он акцентирует внимание на процессах развития и зависимости от материнского организма. Его использование отдаляет объект описания от социально-правового понятия «ребенок», так как о полноценно действующем живом организме речи не ведется.