Независящие от субъекта транспортных отношений причины: некоторые вопросы законодательства и правоприменительной практики
Аннотация
Работа посвящена анализу теоретических аспектов и судебной практики применения такого основания освобождения от гражданско-правовой ответственности субъекта, участвующего в транспортных отношениях, как «причины, не зависящие от него».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 03/2025 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-3-26-29 |
Вопросы гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств, предусмотренных транспортным законодательством, вызывают повышенный интерес в связи со своей актуальностью и, как следствие, сложностью применения. Одним из таких вопросов являются основания гражданско-правовой ответственности, предусмотренные как ГК РФ, так и транспортными уставами и кодексами.
Особое значение гражданско-правовой ответственности за нарушение транспортных обязательств подтверждается, в частности, тем, что в 2019 г. Правительство РФ утвердило Программу развития ОАО «РЖД» до 2025 г., которая в том числе предусматривает «закрепление гарантированных взаимных обязательств… ответственности и прав каждой из сторон в случае невыполнения… объемов перевозки». Достижение поставленных задач напрямую зависит от правового регулирования. К сожалению, в настоящее время выявляются многочисленные спорные моменты в правовом регулировании отношений гражданско-правовой ответственности в сфере транспортного права, обусловленные пробелами в законодательстве.
Ряд проблем в этой сфере связан с использованием законодателем такого основания освобождения от ответственности субъекта, участвующего в транспортных отношениях, как «причины, не зависящие от него». Все транспортные уставы и кодексы содержат нормы, закрепляющие указанное правило. Например, в УЖТ РФ оно упоминается в десяти статьях.
Сложности судебной практики по применению этого основания освобождения от гражданско-правовой ответственности обусловлены в первую очередь тем, что законодатель чаще всего не конкретизирует содержание этих причин, не зависящих от субъекта транспортного отношения, хотя в некоторых случаях и делает такую попытку. Например, ст. 95 УЖТ РФ содержит неисчерпывающий перечень независящих от перевозчика причин несохранности груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю).
Очевидно, что в этом нет вины законодателя: предусмотреть все возможные причины, не зависящие от субъекта, просто невозможно, чем и объясняется такое положение дел. Однако назрела необходимость в определении в транспортном законодательстве хотя бы признаков данного понятия. В связи с отсутствием их правового закрепления судебная практика, например, изобилует спорами по поводу того, является ли задержка доставки груза в связи с технической неисправностью транспортного средства результатом причины, не зависящей от перевозчика. Арбитражные суды такую неисправность саму по себе такой причиной не признают. Следует отметить, что в отношении перевозки пассажиров законодатель в некоторых актах транспортного законодательства этот вопрос решает, причем иным образом, чем указанный подход арбитражных судов в отношении перевозки грузов.