Дата публикации: 18.09.2025

Независящие от субъекта транспортных отношений причины: некоторые вопросы законодательства и правоприменительной практики

Аннотация

Работа посвящена анализу теоретических аспектов и судебной практики применения такого основания освобождения от гражданско-правовой ответственности субъекта, участвующего в транспортных отношениях, как «причины, не зависящие от него».




Вопросы гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств, предусмотренных транспортным законодательством, вызывают повышенный интерес в связи со своей актуальностью и, как следствие, сложностью применения. Одним из таких вопросов являются основания гражданско-правовой ответственности, предусмотренные как ГК РФ, так и транспортными уставами и кодексами.

Особое значение гражданско-правовой ответственности за нарушение транспортных обязательств подтверждается, в частности, тем, что в 2019 г. Правительство РФ утвердило Программу развития ОАО «РЖД» до 2025 г., которая в том числе предусматривает «закрепление гарантированных взаимных обязательств… ответственности и прав каждой из сторон в случае невыполнения… объемов перевозки». Достижение поставленных задач напрямую зависит от правового регулирования. К сожалению, в настоящее время выявляются многочисленные спорные моменты в правовом регулировании отношений гражданско-правовой ответственности в сфере транспортного права, обусловленные пробелами в законодательстве.

Ряд проблем в этой сфере связан с использованием законодателем такого основания освобождения от ответственности субъекта, участвующего в транспортных отношениях, как «причины, не зависящие от него». Все транспортные уставы и кодексы содержат нормы, закрепляющие указанное правило. Например, в УЖТ РФ оно упоминается в десяти статьях.

Сложности судебной практики по применению этого основания освобождения от гражданско-правовой ответственности обусловлены в первую очередь тем, что законодатель чаще всего не конкретизирует содержание этих причин, не зависящих от субъекта транспортного отношения, хотя в некоторых случаях и делает такую попытку. Например, ст. 95 УЖТ РФ содержит неисчерпывающий перечень независящих от перевозчика причин несохранности груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю).

Очевидно, что в этом нет вины законодателя: предусмотреть все возможные причины, не зависящие от субъекта, просто невозможно, чем и объясняется такое положение дел. Однако назрела необходимость в определении в транспортном законодательстве хотя бы признаков данного понятия. В связи с отсутствием их правового закрепления судебная практика, например, изобилует спорами по поводу того, является ли задержка доставки груза в связи с технической неисправностью транспортного средства результатом причины, не зависящей от перевозчика. Арбитражные суды такую неисправность саму по себе такой причиной не признают. Следует отметить, что в отношении перевозки пассажиров законодатель в некоторых актах транспортного законодательства этот вопрос решает, причем иным образом, чем указанный подход арбитражных судов в отношении перевозки грузов.

Список литературы

1. Аржанникова Н. Будет ли основанием для освобождения от ответственности перевозчика недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами? / Н. Аржанникова // Жилищное право. 2024. № 7. С. 43–54.
2. Махиборода М.Н. Гражданско-правовая ответственность в сфере транспортных обязательств : монография / М.Н. Махиборода. Москва : Проспект, 2021. 248 с.
3. Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1–16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации / А.В. Асосков, В.В. Байбак, Р.С. Бевзенко [и др.] ; ответственный редактор А.Г. Карапетов. Москва : М-Логос, 2020. 1469 с.
4. Остроумов Н.Н. Правовой режим международных воздушных перевозок : монография / Н.Н. Остроумов. Москва : Статут, 2015. 396 с.

Остальные статьи