Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: основные направления реформирования
Аннотация
Системные изменения социально-экономических отношений обусловили актуальность оценки степени прогрессивности Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации как базового нормативного правового акта в сфере железнодорожных перевозок, определения его соответствия современным требованиям. Частные задачи при этом сгруппированы по двум направлениям: установление недостаточной согласованности правовых положений с общим характером и спецификой регулируемых отношений и выявление ключевых направлений нормализации. В результате исследования получил подтверждение тезис о необходимости существенной корректировки Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. В содержательной части должны быть решены наиболее актуальные проблемы, в частности, отказ от внедоговорного подхода к регулированию перевозок; сокращение количества обязательных правил, ограничивающих договорную свободу участников перевозки; исключение лишних, устаревших положений; разработка правовых форм вновь возникших отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 03/2025 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-3-21-25 |
Законодательство о перевозках отличается известной самостоятельностью. Нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют, как правило, бланкетный характер, придавая ключевое значение транспортным уставам и кодексам. Для перевозок железнодорожным транспортом — это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее — УЖДТ РФ), который определяет основные условия организации и осуществления перевозок, оказания инфраструктурных и иных связанных с перевозками услуг.
Начала гражданского законодательства не находят должного отражения в УЖДТ РФ, ГК РФ упоминается только в частных случаях — в контексте ответственности: уплата процентов на сумму просроченного платежа (ст. 30 УЖДТ РФ), реализация невостребованного груза (ст. 35 УЖДТ РФ), возмещение вреда, причиненного при перевозке пассажира (ст. 113 УЖДТ РФ). Такой подход следует отечественной традиции железнодорожного транспортного права и является основой теоретических и практических воззрений о своеобразной исключительности и самодостаточности железнодорожного транспортного законодательства.
Представление об автономности железнодорожного транспортного законодательства существенно повышает значение УЖДТ РФ и требует уделять особое внимание его оптимизации. С момента введения в действие УЖДТ РФ прошло более 20 лет, из девяти уставов железных дорог только два (Общий устав российских железных дорог 1885 г. и Устав железных дорог Союза ССР 1964 г.), да и то скорее формально, действовали более продолжительное время. За указанный период в системе частноправового регулирования произошли существенные изменения. Совершенствовалась практика договорного регулирования, была проведена достаточно масштабная реформа гражданского законодательства, в том числе значительная корректировка общих положений обязательственного права. Оптимизировались правила, применяемые для регулирования предпринимательской деятельности, заметное распространение получала цифровизация права. Транспортное законодательство находилось в состоянии постоянной трансформации, в частности, Воздушный кодекс РФ подвергался заметной переделке более 60 раз за двадцатилетие, Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта — более 50 раз.
Перестройка отмечается и в системе железнодорожных перевозок. Преобразования существенно усложнили систему вспомогательных отношений, уже через несколько лет после начала структурной реформы можно было подтвердить наличие 20 в достаточной мере самостоятельных отношений, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом. Появление на рынке транспортных услуг самостоятельного субъекта — оператора железнодорожного подвижного состава — создало такую модель правового регулирования грузоперевозок, какая ранее не была известна отечественному железнодорожному праву.
К сожалению, положения УЖДТ РФ фактически никак не отражали реальные практические перемены и не были направлены на оптимизацию правовых положений. Исторически УЖДТ РФ заменил Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. Изменения, внесенные принятием УЖДТ РФ, носили, главным образом, косметический и ситуативный характер. Единственным существенным дополнением было включение в правовую ткань не вполне оптимальных и согласованных правил о деятельности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.