Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
Аннотация
Статья посвящена анализу правоприменительной практики возврата уголовных дел прокурору по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Цель исследования — выявить ключевые тенденции возврата уголовных дел прокурору по ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) применительно к транспортным преступлениям, определить проблемы правоприменения и обосновать возможные направления совершенствования действующего законодательства. Объект исследования — правоотношения, возникающие в процессе рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных главой 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), предмет исследования — судебная практика возврата уголовных дел прокурору по таким делам на основании ст. 237 УПК РФ. В качестве методологической основы использованы правовой анализ судебных актов апелляционных и кассационных инстанций, а также обобщение актуальной судебной практики. Установлены наиболее распространенные нарушения: несоблюдение правил подследственности, процессуальные ошибки при предъявлении обвинения, неполнота формулировки обвинения, нарушение права на защиту, а также применение особого порядка судебного разбирательства с отступлением от установленного законом порядка. В статье предложены редакции нормативных актов: внесение изменений в приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, дополнение нормативных актов следственных органов, а также уточнение положений Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Полученные результаты могут быть использованы в правоприменительной практике и при разработке законодательных инициатив, направленных на повышение качества уголовного преследования. Новизна статьи заключается в комплексном анализе актуальных судебных актов по конкретной категории дел, что ранее не получало достаточного освещения в научной литературе, систематизации и типологизации оснований возврата дел прокурору в рамках конкретной категории транспортных преступлений и разработке конкретных предложений по устранению выявленных недостатков.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 03/2025 |
Страницы | 17-21 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-3-17-21 |
Возврат уголовного дела прокурору по основаниям, предусмотренным ст. 237 УПК РФ, является институтом, направленным на обеспечение соблюдения принципов справедливости, состязательности и законности в уголовном судопроизводстве. Данный институт позволяет суду возвращать уголовное дело в связи с препятствиями, связанными с допущенными существенными нарушениями на стадии предварительного расследования.
Анализ научной литературы подтверждает устойчивый интерес исследователей к проблеме расследования уголовных дел по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Ряд авторов подчеркивает, что расследование дорожно-транспортных преступлений сопровождается системными нарушениями, которые можно условно разделить на четыре группы: процессуальные, криминалистические, организационные и межведомственные. К процессуальным относятся случаи несвоевременного предъявления обвинения и неправомерного допроса лица в качестве свидетеля, что нарушает его право на защиту, гарантированное ч. 4 ст. 46 УПК РФ. Криминалистические сложности выражаются в недостаточной проработке следственных экспериментов и отсутствии специализированного оборудования. Организационные проблемы, в свою очередь, обусловлены нехваткой профильных специалистов и технических средств. Межведомственные несогласованности нередко проявляются в ошибочном применении административных процедур в рамках уголовного производства. Указывается, что расследование таких дел должно поручаться наиболее опытным сотрудникам, что требует усиления кадровой специализации. Особое внимание в научной литературе уделяется слабым местам в судебно-экспертной практике, включая отсутствие единых методик и противоречивые выводы экспертов. Также отмечаются нарушения принципа состязательности в судебных стадиях уголовного процесса и формальный подход к оценке доказательств. В качестве решения предлагаются разработка единых стандартов судебных экспертиз и совершенствование методического обеспечения следственных действий.
Кроме того, исследователи отмечают, что, несмотря на внесенные изменения в ст. 264 УК РФ, сохраняется неустойчивость в теоретической интерпретации и практической квалификации транспортных преступлений, включая определение субъекта преступления и разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 264 и 268 УК РФ.
Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2024 г. в суды поступило 651 312 уголовных дел, из которых 8 189 были возвращены прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. В частности, по делам о нарушении правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ) поступило 60 114 дел, из которых 654 были возвращены прокурору.
Эти данные подтверждают наличие устойчивой тенденции, требующей анализа правоприменительной практики в указанной сфере.