Дата публикации: 18.09.2025

Понятие договора шеринга и системы шеринговых договоров на транспорте

Аннотация

Развитие шеринговых общественных отношений привело к появлению новых, ранее неизвестных цивилистической науке договорных конструкций, которые являются предметом исследования ученых. Актуальными в настоящее время для исследования являются шеринговые транспортные договоры. В статье исследованы факторы, которые способствовали возникновению шеринговых транспортных общественных отношений и преобразованию их в правоотношения. Рассмотрены вопросы правовой конструкции договора шеринга и системы шеринговых договоров. Даны определения шерингового транспортного договора, правовой системы и системы шеринговых договоров на транспорте.




В настоящее время среди ученых отсутствует единый подход к вопросу понятия договора шеринга и системы шеринговых договоров. Отсутствуют указанные понятия и в нормативных актах РФ, что позволяет говорить об актуальности темы исследования. Рассматривая существующую проблему, сначала следует указать на факторы, которые способствовали возникновению шеринговых общественных отношений и договора шеринга.

Переход государства к индустриальной экономике сопровождался развитием добычи природных полезных ископаемых, промышленности и возникновением социальных катаклизмов. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, загруженность транспортной инфраструктуры, неспособность существующих автодорог справиться с возрастающим автомобильным трафиком, экономические кризисы, уменьшение покупательской способности некоторых слоев населения — с одной стороны, а с другой стороны — увеличение темпов машиностроения, появление интернета, цифровых технологий, мобильных приложений, изменение культуры потребления товаров и услуг, переориентация населения от возможности иметь вещь на праве собственности в сторону возможности пользоваться различными вещами без приобретения права собственности. Подобное изменение вызвано тем, что право собственности помимо очевидных преимуществ предполагает возложение на собственника дополнительных обременений, таких как оплата налогов, содержание, ремонт и другое. Все большее количество людей, особенно молодое поколение, стало отдавать предпочтение возможности пользования разными вещами, не приобретая право собственности. Такое отношение к вещам дает возможность быть более мобильным и не привязываться к одной локации. Можно пользоваться разными домами, квартирами в разных городах и странах мира, не приобретая их в собственность, а арендуя на время. Можно пользоваться разными марками автомобилей, тестируя их комфорт и технические характеристики, не имея материальной возможности приобрести в собственность. В России произошел ускоренный переход от плановой к рыночной экономике. Развитие рыночной экономики и общественных отношений на ее основе происходило настолько быстро, что вышеуказанные факторы присутствовали одновременно в один исторический период времени.

Перечисленные факторы явились условием возникновения шеринговых общественных отношений как результат развития шеринговой экономики. Под шеринговыми общественными отношениями следует понимать совместное потребление товаров и услуг. Термин «шеринговая экономика» возник от английского слова «sharing», который подразумевает совместное пользование или потребление несколькими лицами одновременно или поочередно товаров и услуг. Например, совместное использование предметов одежды, транспортных средств, недвижимых объектов. Развитие шеринговых общественных отношений благотворно сказалось на повышении качества жизни граждан. Стали активно развиваться шеринговые коммерческие компании, такие как «Авито», «Яндекс Драйв», Blablacar и другие. В связи с развитием шеринговой экономики происходили трансформация общественных связей и появление ранее не известных цивилистической науке правовых институтов. К таким правовым институтам можно отнести договоры шеринга в различных вариантах, в зависимости от вида регулируемых общественных отношений. Появление и развитие новых, ранее не известных общественных отношений на основе шеринговой экономики требовало адекватного правового регулирования с помощью специальных правовых норм или договоров шеринга, так как только с помощью правового регулирования неурегулированные общественные отношения превращаются в регулируемые общественные правоотношения.

Список литературы

1. Воронин Ю.В. Попытка имплементации договорных механизмов регулирования в обязательное пенсионное страхование: опасный прецедент или объективная необходимость? / Ю.В. Воронин // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 4–10.
2. Ермак В.Н. Теория механизмов и машин (краткий курс) : учебное пособие / В.Н. Ермак. Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2011. 164 с.
3. Кокоева Л.Т. Гражданско-правовой механизм возмещения вреда, причиненного актом терроризма : монография / Л.Т. Кокоева, В.А. Рыбаков, В.Н. Соловьев. Москва : Юрист, 2009. 179 с.
4. Крашенинников П.В. Экспертное заключение по проекту федерального закона «Об организации совместных поездок физических лиц на автомобильном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / П.В. Крашенинников. URL:
5. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. Москва : Юристъ, 2004. 512 с.
6. Механизм // Большая российская энциклопедия. В 30 томах. Т. 20. Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие / главный редактор С.Л. Кравец. Москва : Большая Российская энциклопедия, 2012. 767 с.
7. Протасов В.Н. Правоотношение как система / В.Н. Протасов. Москва : Юридическая литература, 1991. 143 с.
8. Шматова Е.А. Правовая система: вопросы теории и методологии / Е.А. Шматова // История государства и права. 2013. № 20. С. 22–27.

Остальные статьи