Дата публикации: 18.09.2025

Вынужденный отказ пассажира от воздушной перевозки на стадии бронирования

Аннотация

В статье рассмотрена форма правовой связи между перевозчиком и пассажиром, образующаяся на стадии бронирования вместимости транспортного средства. Сделан вывод о том, что содержанием такой правовой формы являются корреспондирующие друг другу секундарное право пассажира и состояние связанности (бесправия) перевозчика. Отмечается, что на данной стадии отсутствует механизм компенсации за утрату пассажиром коммерческой возможности, связанной с изменением цены или даты поездки.




На стадии бронирования образуется правовая связь, имеющая правовую форму, отличную от правоотношения. У пассажира при этом не возникает субъективного права, а у перевозчика — субъективной обязанности. При бронировании пассажирских мест у пассажира возникает секундарное право, объектом которого является будущее субъективное право требовать доставки в пункт назначения с предоставлением определенного места. Само субъективное право на перевозку возникает не с момента бронирования, а с момента приобретения пассажиром билета.

Следовательно, для возникновения обязательства по перевозке пассажира необходимо наличие последовательности двух юридических фактов: бронирование и покупка билета. Причем каждый юридический факт порождает правовую связь в определенной форме.

Без учета юридического факта покупки и оформления пассажирского билета трудно выявить и осознать правовую природу социальных связей, возникающих с момента бронирования. В соответствии с п. 44 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее — ФАП) договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки багажа. В соответствии с п. 26 ФАП бронирование аннулируется без предупреждения пассажира, если не произведена оплата перевозки и ему не оформлен билет. Причем бронирование не всегда предшествует приобретению билета и оплате перевозки, однако если бронирование осуществлено, то оплата в установленные сроки обязательна, иначе правовая связь, вытекающая из факта бронирования, прервется.

Правовая природа бронирования вызывает в цивилистической науке много споров. Одни склонны видеть в бронировании действия из договора возмездного оказания услуг и, соответственно, квалифицировать возникающую правовую связь как самостоятельное обязательственное правоотношение. Другие также считают, что возникает правоотношение, однако оно является организационным. Третьи рассматривают данные отношения как договор имущественного найма. Четвертые полагают, что налицо предварительная заявка на перевозку. Пятые отождествляют бронирование и договор перевозки. Имеются и версии квалификации бронирования как преимущественного права требования и как опционного договора. Высказывают мнение о том, что в результате бронирования образуется особая правовая форма, отличная от правоотношения, содержанием которой являются секундарные права пассажира и корреспондирующая ей связанность перевозчика, заключающаяся в вынужденном претерпевании любых действий обладателя секундарных прав. Для правильного определения формы правовой связи субъектов при бронировании перевозки следует в первую очередь ответить на вопрос: является ли ее содержанием субъективные права и юридические обязанности? Если да, то налицо правоотношение и останется только определить его вид: либо оно имущественное, складывающееся по поводу оказания услуг, либо организационное. В противном же случае останется один вариант квалификации образовавшейся правовой связи, в которой ключевую роль играют секундарные права пассажира.

Итак, можно ли утверждать, что из факта бронирования места на рейс возникает правоотношение? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, обеспечена ли возникающая правовая возможность пассажира юридической обязанностью? При этом мы исходим из того, что секундарные права такой обязанностью не обеспечены. Если предположить, что у перевозчика юридическая обязанность возникает, то следует определить, в чем же она заключается. Должен ли перевозчик в результате совершить по требованию пассажира какие-либо действия или бездействовать.

Список литературы

1. Белов В.А. Гражданское право. В 4 томах. Т. 1. Общая часть. Введение в гражданское право : учебник для бакалавриата и магистратуры / В.А. Белов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2015. 622 с.
2. Гречуха В.Н. Транспортное право : учебное пособие. В 2 частях. Ч. 1 / В.Н. Гречуха. Москва : МГИУ, 2002. 583 с.
3. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / под редакцией Г.Г. Иванова. Москва : Спарк, 2000. 734 с.
4. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки / Э.Л. Лимонов. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург : Информационный центр «Выбор», 2016. 592 с.
5. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров : диссертация доктора юридических наук / С.Ю. Морозов. Москва, 2012. 501 с.
6. Носкова И.В. Правовая природа договора бронирования / И.В. Носкова // Актуальные исследования. 2023. № 3–1 (133). С. 94–98.
7. Суханов Е.А. Гражданское право : учебник. В 4 томах. Т. 3. Общие положения об обязательствах и договорах. Договорные обязательства по передаче вещей в собственность или в пользование / Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Статут, 2023. 524 с.
8. Тарасов М.А. Транспортное право / М.А. Тарасов. Ростов : Издательство Ростовского университета, 1968. 236 с.
9. Федотова Д.С. Договорное регулирование совместной деятельности исполнителей транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа : диссертация кандидата юридических наук / Д.С. Федотова. Ульяновск, 2020. 215 с.

Остальные статьи