Дата публикации: 04.09.2025

Правовое регулирование деятельности политических партий в США

Аннотация

Правовое регулирование деятельности политических партий в США, за исключением отдельных аспектов, осуществляется на уровне штатов. На основании анализа законодательства штатов Алабамы, Арканзаса, Огайо, Калифорнии, Нью-Йорка в настоящей статье дается характеристика основ правового статуса политических партий штатов США. Спецификой данного регулирования является тесная связь института политических партий с выборами. Особенностью законодательства штатов является разделение в нем политических партий на категории, принадлежность к которым увязана с выполнением определенных количественных требований либо определенным результатом на выборах. Законодательство допускает существование политических партий как на уровне штатов, так и на более низком уровне. Ведущие федеральные политические партии — Демократическая и Республиканская — представляют собой объединение политических партий отдельных штатов под единым брендом.




В политической системе современного общества политические партии являются одним из наиболее важных его элементов. Значение политических партий обусловлено их ролью посредника в формировании воли всего населения либо же отдельных групп общества. Это приводит к необходимости правовой регламентации данного политического института. Такая регламентация необходима как государству, обществу и индивидам – для того, чтобы очертить возможности и границы деятельности партий, так и самим политическим партиям – для того, «чтобы знать, на что они вправе рассчитывать, какими средствами могут пользоваться». В большинстве стран мира помимо законов, регулирующих общественные отношения, связанные с участием партий в выборах, приняты специальные законы, определяющие основы правового статуса политических партий, регламентирующие различные аспекты их текущей деятельности, осуществляемой в межвыборный период. На этом фоне существенно выделяются США, где на федеральном уровне подобный закон отсутствует. Что обусловливает актуальность рассмотрения причин такой ситуации и уяснения особенностей правового регулирования деятельности политических партий в данной стране.

Итак, в США текущая деятельность партий не является предметом правового регулирования, и это является отличительной особенностью данного государства. На федеральном уровне правовой регламентации подвергались лишь финансовые аспекты, связанные с проведением избирательных кампаний, с предупреждением и пресечением политической коррупции, а также устанавливались ограничения в отношении политических партий, представлявших опасность для существующей политической системы США. Так, в 1954 г. на основании Закона Хэмфри-Батлера Коммунистическая партия США была объявлена вне закона, не могла иметь какие-либо права, привилегии и иммунитеты, предусмотренные законами Соединенных Штатов. На основании Закона о внутренней безопасности (Закона Маккарена-Вуда) 1950 г. была установлена уголовная ответственность членов Коммунистической партии и любой иной организации, ставивших целью захват или свержение правительства Соединенных Штатов или правительства любого штата и любого органа власти путем применения насилия, если они осознавали цель или намерение такой организации.

Причины же игнорирования иных аспектов деятельности партий со стороны федерального законодателя кроются в федеративном характере США. Конституция США закрепляет перечень предметов ведения федерации. Остальные вопросы отнесены к ведению ее штатов, регулируются ими самостоятельно. Сюда относится, в частности, и деятельность политических партий. Правда, за некоторыми исключениями, обусловленными решениями Верховного Суда США. В США ввиду принадлежности к англосаксонской правовой семье огромную роль в правовом регулировании играет судебный прецедент. Верховный суд США признал противоречащими федеральной конституции принятые на уровне партийных организаций отдельных штатов правила, отстранявшие афроамериканцев от участия в праймериз.

На уровне штатов правовое регулирование деятельности политических партий осуществляется в рамках избирательного права и является одним из его институтов. Причиной этому является электоральное происхождение партий, которые в США, за исключением самых маргинальных, никогда не действовали в отрыве от выборов. Текущая деятельность партий тесно привязана к избирательным кампаниям. На федеральном уровне каждые два года переизбирается Палата представителей и одна треть Сената Конгресса США. С учетом огромного количества выборных должностей и избирательных кампаний, проводимых на всех уровнях, электоральная активность в США носит перманентный характер. Еще в XIX в. Дж. Брайс констатировал, что «всякая группа избирателей, назначающая своего собственного кандидата на должности президента и вице-президента Соединенных Штатов, считается национальной партией».

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России : учебное пособие / С.А. Авакьян. Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2011. 320 с.
2. Брайс Дж. Американская республика. В 3 частях. Ч. 3. Т. 2. Общественное мнение; Объяснительные примеры и замечания; Строй общественной жизни / Дж. Брайс ; перевод с английского В.Н. Неведомский. Москва : К.Т. Солдатенков, 1889. 554 с.
3. Курочкин А.В. Правовая институционализация политических партий в Российской Федерации : монография / А.В. Курочкин. Казань : Издательство Казанского университета, 2014. 256 с.
4. Троицкая А.А. Воинствующая демократия и запрет политических партий: практика впереди теории? / А.А. Троицкая // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 54–62.
5. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве / Ю.А. Юдин. Москва : Форум : ИНФРА-М, 1998. 288 с.

Остальные статьи