Дата публикации: 04.09.2025

Трансформация экономики образования для достижения технологических приоритетов

Аннотация

Статья посвящена анализу и разработке рекомендаций по одной из наиболее насущных проблем совершенствования жизни нашего общества, которые выделены рядом законодательных актов в качестве первоочередных, поступательному решению регулирования процессов в образовательной сфере и в целом в современной социально-экономической жизни, ее трансформации при достижении технологических приоритетов.




Важное значение для планирования дальнейшего совершенствования социально-экономической жизни нашего общества имеет анализ опыта взаимодействия гуманитарных и производственно-технических структур, поскольку важнейшее значение имеет, как обозначено Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, «…обеспечение независимости и конкурентоспособности государства путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации».

По мнению академика С.Ю. Глазьева, в наиболее промышленно развитых странах производство большинства потребляемых населением товаров осуществляется в рамках шестого технологического уклада. По его же оценке сегодняшнюю ситуацию в нашей производственной сфере можно отнести лишь к четвертому технологическому укладу.

Сложившееся положение дел объясняет необходимость достижения технологических приоритетов в самые короткие сроки. Именно это обусловливает развивающийся в настоящее время тренд трансформации и развития отечественной экономики и социальной жизни. Он заставляет более внимательно относиться к тем резервам, которые заключены в имеющемся человеческом капитале, с точки зрения его трансформации за счет обеспечения необходимыми знаниями.

Эти резервы заставляют обратить на себя внимание еще и потому, что в настоящее время они подвергаются существенному изменению в рамках «цифровой экономики», которая в настоящее время объективно влияет на все стороны жизни общества.

Понятие цифровой экономики определено как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Список литературы

1. Глазьев С.Ю. Состояние и перспективы формирования 6-го технологического уклада в российской экономике / С.Ю. Глазьев, Д.Л. Косакян // Экономика науки. 2024. № 10 (2). С. 11–29.
2. Годовой отчет Федеральной службы по интеллектуальной собственности за 2023 год / под редакцией Ю.С. Зубова, О.П. Неретина. Москва : ФИПС, 2023. 180 с.
3. Зайналов Ж.Р. Проблемы повышения качества обучения / Ж.Р. Зайналов // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования : монография / З.А. Айларова, Т.В. Аксенова, М.А. Аль-Масоуди [и др.]. Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2022. С. 13
4. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко. Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 48 с.
5. Леонтьева О.Н. Актуальные проблемы современной системы образования / О.Н. Леонтьева, И.П. Иваницкая // Научный Лидер. 2022. № 44 (89). С. 31–32.
6. Юсманов И. Проблемы современной российской системы образования / И. Юсманов // Epoch Times Russia. 2021. URL: <a href="http://www.epochtimes.ru/problemy-sovremennoj-rossijskoj-sistemyobrazovaniya-98913405/" target="_blank">http://www.epochtimes.ru/problemy-sovremennoj-rossijskoj-sistemyobrazovaniya-98913405/</a>

Остальные статьи