Дата публикации: 04.09.2025

Вопросы организации органов государственной власти в сфере юстиции федерального и регионального уровней

Аннотация

Современная модель и практика организации власти в Российской Федерации на всех уровнях — федеральном, региональном и местном (муниципальном) — дают поводы оценки эффективности распределения полномочий, их дублирования, пробельности, обоснованности и результатов деятельности. Цель статьи — на основе анализа практики употребления термина «юстиция» в наименованиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на примерах адаптации в российское правовое пространство новых регионов, выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере организации власти и упорядочению терминологической определенности наименований и сфер деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в сфере юстиции. Методологической основой исследования явился диалектический метод познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные методы: идеализации, формализации, логический, сравнения и др.; в качестве специально-юридических методов использовались формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, толкования правовых норм. В качестве одной из мер улучшения качества организации государственной власти, эффективности распределения полномочий и вопросов ведения, повышения гарантий защиты прав и законных интересов граждан по результатам проведенного анализа сформулировано предложение о допустимости употребления наименования «юстиция» для федерального органа власти.




О пользе смены привычной, рутинной сферы деятельности, стандартных, если такие возможны или допустимы для юридической профессии, и управленческих решений (поскольку стандарт подразумевает какой-то шаблон, схему действий, выводов, предложений, что облегчает деятельность, но уменьшает степень погружения в проблему, а значит, увеличивает возможность не учесть индивидуальные особенности конкретного дела, проблемы, конфликтной ситуации) хотелось бы поразмышлять на примере создания территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации (далее также – Минюст России) в новых субъектах Российской Федерации.

Автор статьи исполнял обязанности начальника территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации по Донецкой Народной Республике и решал первостепенные задачи по созданию Управления, подбору высококвалифицированных кадров – юристов, имеющих практический опыт, знающих законодательство, понимающих полномочия и вопросы российских органов юстиции (таковых оказалось очень много: мотивированных на работу, желающих приносить пользу своей Родине, подготовленных интеллектуально и информационно не хуже, а во многих случаях и лучше тех специалистов, которых мы много лет принимаем на работу на вакантные должности государственной гражданской службы), началу деятельности по основным направлениям: регистрация некоммерческих организаций, прежде всего региональных отделений политических партий, чтобы была возможность формировать органы власти, проводить полноценные выборы, принимать управленческие, в том числе нормотворческие решения; обеспечение единства правового пространства нашего большого государства на всей его территории; формирование институтов адвокатуры и нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния; оказание гражданам международной правовой помощи и легализация (апостилирование) документов, осуществление других задач, отнесенных к полномочиям Минюста России.

В ходе подготовительных, организационных мероприятий, встреч с коллегами руководством республики выяснилось, что в структуре органов государственной власти Донецкой Народной Республики уже в рамках общероссийской правовой системы (т.е. региональный уровень власти) формируется министерство юстиции, которое планируется наделить полномочиями обеспечения деятельности мировых судей, регистрации актов гражданского состояния и правового обеспечения деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органов власти региона. Хотя нам было известно, что в некоторых российских субъектах есть подобные министерства, но на практике с их деятельностью (тем более взаимодействовать с ними) не приходилось, поэтому мы с интересом к формирующейся структуре присматривались. Чуть позже началась некоторая переписка, когда граждане стали обращаться по интересующим их вопросам, адресуя ошибочно свои запросы не в те органы, в ведении которых есть полномочия, на их разрешение: по вопросам территориального органа Минюста России в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики и наоборот (в этих случаях орган власти перенаправляет соответствующий запрос, обращение, жалобу в тот орган власти, в ведении которого находится его рассмотрение или принятие управленческого решения).

Данный интерес заставил прояснить для себя, что мы имеем в рамках всей Российской Федерации, 89 ее субъектов, тем более, что во всех регионах недавно проведена и еще продолжается работа по изменению законодательства в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Министерство юстиции как орган государственной власти образовано в 11 субъектах Российской Федерации, в 2 – министерство юстиции и другого направления деятельности (региональной безопасности, внутренней политики и развития местного самоуправления), в 1 субъекте – министерство по делам юстиции и региональной безопасности. Таким образом, в настоящее время наименование «министерство юстиции» используют 14 российских субъектов (9 республик и 5 областей). В 11 регионах органы власти содержат слово «юстиция»: республики – главное управление юстиции, комитет по делам юстиции, государственный комитет по делам юстиции, служба по вопросам мировой юстиции, государственная служба по делам юстиции; края – управление юстиции, агентство по делам юстиции и мировых судей; области – управление мировой юстиции, комитет юстиции (в двух областях), главное управление юстиции.

Список литературы

1. Евдокимов В.Б. Конституционные ценности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации / В.Б. Евдокимов, А.Н. Мочалов // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 5. С. 28–42.
2. Чиркин В.Е. О социальной и юридической ценности российской Конституции 1993 г. (заметки компаративиста) / В.Е. Чиркин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 6. С. 7–12.

Остальные статьи