Культура мира: конституционно-правовое обеспечение
Аннотация
В статье анализируются нормативные основы обеспечения культуры мира в России. Автор исследует ценностные основы формирования культуры мира, отражение основных принципов и подходов к ее формированию в контексте различных направлений государственной политики. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости признания мира как самостоятельной конституционной ценности и корректировки реализуемой в сфере образования и культуры политики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2025 |
Страницы | 22-26 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-9-22-26 |
Согласно актам ООН и ЮНЕСКО культура мира является комплексным явлением и включает поведение, ценности, обычаи и стиль жизни, которые обеспечивают такие аспекты, как взаимопонимание, солидарность, толерантность, диалог и возможности для мирного разрешения возникающих конфликтов. В научных исследованиях подчеркивается, что обеспечение культуры мира предполагает выстраивание процессов и создание эффективных процедур профилактики и разрешения конфликтов, проведение образовательной политики в данной сфере, осуществление коммуникации и рефлексии.
Категория гражданского мира закреплена в Конституции Российской Федерации, находит отражение в ряде конституционно-правовых актов, научных исследованиях. Однако теоретически и практически значимый вопрос конституционно-правового обеспечения гражданского мира и формирования культуры мира до сих пор не нашел системного отражения в нормативном поле.
Концепция общественной безопасности, ставя в качестве одной из целей сохранение гражданского мира и согласия, связывает обеспечение безопасности с защищенностью материальных и духовных ценностей, человека и гражданина от противоправных посягательств, чрезвычайных ситуаций. При этом явным дефектом является закрепление в качестве цели «защищенности от социальных и межнациональных конфликтов», ибо социальная конфликтность является неотъемлемой чертой общественного и государственного развития, можно вести речь скорее о снижении конфликтности, профилактике конфликтов, достижении определенной нормы конфликтности, но не о искоренении конфликта, который является стимулом развития. Культурные факторы затрагиваются лишь в контексте таких угроз, как распространение экстремизма, коррупции, алкоголизма и наркомании, возникновение ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни.
Реализация политики в сфере обеспечения национальной безопасности также должна вносить вклад в обеспечение стабильности, наращивание духовного потенциала. В числе средств обеспечения безопасности в целом и гражданского мира как ее составляющей упоминаются укрепление гражданского самосознания, защита традиционных культурно-нравственных ценностей, вовлечение граждан в решение задач государственного и местного значения, сохранение российской самобытности, патриотическое воспитание, развитие взаимодействия населения с органами публичной власти, культурная интеграция мигрантов, участие в сбережении морального здоровья человечества. При этом взаимосвязь защиты традиционных ценностей и культуры с профилактикой конфликтов рассматривается довольно узко и сводится к межнациональному и межконфессиональному взаимодействию, развитию коллективных начал общества. Представляется, что необходимо раскрыть абстрактные положения о формировании «развитой и социально ответственной личности» с учетом необходимости формирования знаний и умений в сфере успешного разрешения и профилактики конфликтов, ненасильственного общения.
В частности, ненасильственное общение предполагает более осознанную коммуникацию, предполагающую умение услышать потребности свои и других, что ведет к «ясному самовыражению, способности уделить другим внимание, полное сопереживания и уважения».