Вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы
Аннотация
Статья посвящена вопросам досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, влиянию фракций на процесс досрочного прекращения полномочий депутатов, выявлению проблем, связанных с влиянием фракций на данный процесс, а также проблем, связанных с обжалованием решений о досрочном прекращении полномочий депутатов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2025 |
Страницы | 17-21 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-9-17-21 |
Работа парламента как коллегиального органа государственной власти во многом зависит от деятельности отдельных его членов-депутатов, от их активности, профессионализма и ответственности. Последнее является основополагающим элементом правового статуса выборных должностных лиц. В частности, депутат, получивший статус представителя власти благодаря волеизъявлению граждан, наделяется широкими полномочиями, что обусловливает его высокую ответственность за их надлежащее исполнение.
Многие ограничения, запреты и обязанности депутатов Государственной Думы содержатся в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ). Так, исходя из перечисленных положений ст. 8 Федерального закона № 3-ФЗ, депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями, рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.
Также ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 3-ФЗ закрепляет обязанность депутата Государственной Думы принимать личное участие в заседании Государственной Думы, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членом которой он является, а в случае невозможности присутствовать на вышеупомянутых мероприятиях по уважительной причине парламентарию необходимо заблаговременно проинформировать об этом Председателя Государственной Думы, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной и специальной комиссии.
Очевидно, что при наличии закрепленных в законе обязанностей депутата невозможно обойтись без соответствующих способов воздействия на членов палаты в случае их недобросовестного исполнения. Так, на протяжении долгого времени, начиная с первого созыва Государственной Думы 1993 г., ни одна из названных выше обязанностей депутатов не была обеспечена необходимыми мерами ответственности, что, соответственно, стало причиной их частых нарушений.
Многое изменилось в 2016 г. в связи со вступлением в силу ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона № 3-ФЗ. Так, в соответствии с данной нормой закона полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит, в соответствии со ст. 7.1 настоящего Федерального закона № 3-ФЗ, по инициативе комитета, комиссии, членом которых он является, или по инициативе Совета Государственной Думы в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 8 и ч. 3 ст. 12 настоящего федерального закона.