Разновидности и причины возникновения государственного политического кризиса
Аннотация
Работа посвящена изучению специфики и анализу причин возникновения политических кризисов. В настоящее время многие государства сталкиваются с проблемой возникновения в стране политического кризиса, который негативным образом отражается на функционировании всех уровней государственной власти и дестабилизации всего общества. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о важности выявления причин, которые способствуют возникновению политического кризиса, с целью выработки мер для его предотвращения и минимизации последствий его возникновения для стабилизации развития общества и государства в современном мире.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 09/2025 |
Страницы | 8-12 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-9-8-12 |
Современному быстроразвивающемуся миру свойственны такие черты, как многоуровневость, многофункциональность и мобильность к различным прогрессивным и регрессивным аспектам общественной жизни, которая очень быстро видоизменяется. Деятельность государства должна соответствовать современным потребностям, для этого функционируют различные политические институты, отвечающие за разные области социального взаимодействия, которые могут претерпевать различные кризисные явления.
Политический кризис может распространиться как на отдельные институциональные образования, так и на всю систему политических взаимоотношений, поэтому представляется важным рассмотреть видовую классификацию политических кризисов для понимания объемов и охвата кризисных явлений.
С учетом степени разрушительности последствий политического кризиса можно выделить такие виды, как: а) направленные на полную деструктуризацию нормативной основы политических отношений; б) приводящие к частичному разрушению политического порядка, не влекущему наступления иных негативных последствий.
Также можно осуществить классификацию причин политических кризисов следующим образом: объективные причины, связанные с циклическими потребностями общества в изменении и реформировании; субъективные причины, отражающие специфику политического лидерства; внешние причины, связанные с международной политической ситуацией, а также возможностью влияния заинтересованных лиц, государств на суверенитет другого государства; внутренние причины, которые связаны с проблемами в осуществлении государственного управления внутри страны, отсутствием социальных реформ и т.д.
В целом без соответствующей «мотивировочной подпидки», поднимающей градус напряженности и агрессии, общество нацелено на разрешение конфликта с помощью законных способов воздействия на действующую власть. Как представляется, в данном случае крайне важно на государственном уровне разработать и предложить населению способы урегулирования возникшего конфликта с сохранением действующего режима, если он не является причиной народного восстания, а также крайне важно своевременно блокировать попытки извне обострить кризис и свергнуть действующее правительство.