Дата публикации: 11.09.2025

«Герника» как сюрреалистический метод оценки фашизма

Аннотация

Как отметил Б. Стругацкий в эпидемиологической памятке, мы живем в опасное время, ибо чума в нашем доме под названием «фашизм», и надо учиться ставить диагноз и ее лечить. В статье-эссе дан диагноз фашизма сюрреалистическим методом Пабло Пикассо на примере картины «Герника» (1937), в которой мастер определил фашизм художественным методом как античеловеческую идеологию. «Герника» — это мгновенная диагностика фашизма.




Если пишут о зверствах фашизма или чуме XX века, то вспоминают слова немецкого социолога и искусствоведа Теодора Адорно о том, что «После Освенцима любая поэзия невозможна» или «Писать после Освенцима стихи – это варварство». В оригинале в статье-эссе «Культурная критика и общество» метафора звучит так: «После Освенцима любое слово, в котором слышатся возвышенные ноты, лишается права на существование». Но ведь получилось у композиторов Рихарда Штрауса, Арнольда Шенберга, Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена изобразить в музыке как сущность фашизма, возникающую из самой природы человечества, так и ноты сопротивления этой сущности изнутри и коллективную победу человека над злом. Так, и у Пабло Пикассо в его антифашистской «Гернике» мы можем обнаружить архетип голубя мира 1949 г. или в образе быка узреть его бычьи гравюры 1945 г., в которых художник изобразил его в разных формах существования и одной форме сущности, так сказать, в последней абстрагированной инстанции.

В своем знаменитом эссе «Идеология и истина» Теодор Адорно считает, что задача культурного критика – показывать диалектические противоречия, а не примирять их. Он утверждает, что общество полно противоречий, которые искусство должно изображать без какой-либо симпатии или антипатии, добавим – в разных формах, в том числе «кубических».

Пикассо – член коммунистической партии Франции с 1944 г., но прежде всего он был художником, т.е. «духовником» сопротивления. Художник имеет право быть аналитиком современной эпохи. Художник-философ использует свои методы оценки действительности, а реальность XX века – это насилие над человечеством или фашизм, и это насилие изображает художник Пикассо ещё до знаменитой картины, например в серии гравюр под общим названием «Мечты и ложь Франко» (1937 г.). В «Распятии» (1930 г.) угадываются персонажи будущей «Герники»: в центре Иисус Христос и герои евангельской притчи, а внизу картины – изломанный человек, или, как мне представляется, исковерканная человечность, из которой произрастает фашистский национализм XX века.

Предысторией Мировой войны стала война в Испании, где в 1930-е годы столкнулись две силы: человечность и фашизм, республика и тоталитаризм. 26 апреля 1937 г. немецкая эскадрилья «Кондор» уничтожила маленький город басков Гернику, мирный гражданский городок без военных объектов.

Цель фашистской агрессии – психологически запугать сопротивление. Бомбардировка Герники явилась первым в мировой военной практике «тотальным» воздушным налётом на мирных граждан. Фашизм в первый раз показал здесь своё лицо без маски. Мир осудил агрессию. Пикассо по-своему отреагировал на акт вандализма. Он пишет картину протеста «Герника» (3,5 на 8 метров) для испанского павильона в Париже (1937 г.). Чёрно-белая фреска, изображающая ужасы фашизма в сюрреалистическом варианте. Картина выражала в первую очередь отношение художника к факту бесчеловечности – личностное восприятие насилия над человеческой природой и рефлексию исторической драмы под названием «фашизм», который можно вполне оправданно именовать чумой XX века.

Список литературы

1. Адорно В.Т. Идеология и истина // Адорно В.Т. Эстетическая теория / В.Т. Адорно ; перевод с немецкого А.В. Дранова. Москва : Республика, 2001. С. 125–126.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; перевод В.Н. Самохина ; общая редакцией В.П. Шестакова. Москва : Прогресс, 1974. 392 с.
3. Балахонский В.В. Социально-философский роман Лю Цысиня «Задача трех тел» о причинах кризиса современной цивилизации / В.В. Балахонский, С.М. Марков // Tрадиция и новаторство въ Философията на религията & светогледа : монографичен сборник. Часть III / Редк
4. Зернов Б.А. Пабло Пикассо против фашизма / Б.А. Зернов. Ленинград : Знание, 1971. 39 с.
5. Стругацкий Б. Фашизм – это очень просто. Эпидемиологическая памятка / Б. Стругацкий // Невское время. 1995. 8 апреля.
6. Arnheim, R. The genesis of a painting: Picasso's Guernica / R. Arnheim. Berkeley, CA: University of California Press, 2006. 139 p.
7. Chipp Herschel B. Picasso's Guernica: history, transformations, meanings / B. Chipp Herschel. Berkeley : University of California Press, 1988. 316 p.

Остальные статьи