Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
Аннотация
В статье автор анализирует влияние цифровых технологий, активно проникающих на текущем этапе во все сферы общественных отношений, на правоотношения, складывающиеся по поводу формирования и использования публичных финансов, включая анализ передовой научной мысли, нормативной правовой базы, зарубежного опыта. Оцениваются возможные перспективы правового опосредования протекающего процесса цифровизации законодательными органами власти.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 09/2025 |
| Страницы | 3-8 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-9-3-8 |
Еще в конце XIX в. академик Иван Иванович Янжул в своей работе «Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах» отмечал, что без знакомства с наукой о финансах нельзя понимать ни истории, ни политики, ни государственного устройства: до такой степени все это тесно связано, слито с теми или иными финансовыми явлениями. Финансы, одни финансы придают часто внутренний смысл историческим событиям, внешнее выражение которых носит даже совершенно иной характер. Одним же из наиболее заметных феноменов современности профессор Илья Ильич Кучеров называет добавленную, или виртуальную, реальность, в которой уже существует своя жизнь — цифровое бытие, которое, помимо прочего, включает экономически активную деятельность, приносящую доход.
Наблюдаемый в последние десятилетия взрывной технологический рост определяет формирование новой цифровой реальности, которая требует обновления подходов к восприятию традиционных институтов, включая публичные финансы. Новейшие информационные технологии дали возможность существенно ускорить проведение финансовых операций, что повлекло за собой как совершенствование механизмов финансового контроля со сторон государства, так и активное внедрение цифровизации в финансовую сферу и в экономику страны. Академик Талия Ярулловна Хабриева в одном из своих выступлений прямо отметила, что XXI в. войдет в историю как век, основную повестку которого определяет цифровизация.
Рассматривая понятие цифровой экономики, В.А. Вайпан, в частности, отмечал, что данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах. В свою очередь А.Д. Селюков цифровую экономику описывал как подсферу в экономической действительности, представляющую собой многочисленные, пока еще не сложившиеся в целостную систему случаи, когда электронные, цифровые технологии используются в экономической деятельности, что наблюдается практически во всех сферах экономики. При этом, по словам Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина, данные сегодня необходимо рассматривать как новые нефть, золото, платину XXI в. Только есть разница: ресурсы исчерпаемы, а данные неисчерпаемы. Чем больше у вас данных, тем больше добавленной стоимости. Это удивительное свойство данных — рождать новую стоимость при их структуризации и обработке, в том числе с использованием алгоритмов искусственного интеллекта.
Формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита стали одними из задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы», утвержденной Президентом Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.. В качестве одного из направлений цифровой трансформации контура управления публичными финансами сегодня отмечается реализация цифровой стратегической парадигмы «управления на основе данных», которая заключается в формировании соответствующей среды прикладных цифровых платформ для системы государственного управления в целом и для сферы государственных финансов в частности.
Процесс цифровизации финансовых правоотношений в целом ориентирован на положения ряда международных актов, закрепивших более двух десятилетий назад его базовые принципы. Так, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на острове Окинава 22 июля 2000 г., определила необходимость развития ряда ключевых направлений, среди которых рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий, а также разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению. Декларация принципов построения информационного общества от 12 декабря 2003 г., принятая в Женеве, зафиксировала основные принципы использования IT-технологий и роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества в вопросе создания информационного общества.
