К вопросу о законодательном соотношении понятий «маркетплейс» и «классифайд»
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования деятельности интернет-платформ, в частности, маркетплейсов и классифайдов в Российской Федерации. Автор анализирует текущее состояние законодательства, отмечая, что, несмотря на активные дискуссии и многочисленные законодательные инициативы, правовое регулирование в этой сфере остается недостаточно проработанным. Особое внимание в статье уделяется выявлению различий между маркетплейсами и классифайдами, которые, хотя и имеют схожие черты, существенно отличаются по своей функциональности и правовой природе. Маркетплейсы предоставляют полный цикл услуг, включая оплату и доставку товаров, в то время как классифайды ограничиваются размещением объявлений и не участвуют в финансовых операциях. Автор подчеркивает, что в 2022 г. в законодательство были внесены изменения, регулирующие деятельность сервисов размещения объявлений (классифайдов), однако маркетплейсы остались за рамками этого регулирования. Это порождает правовые пробелы и неопределенности. В заключение предлагается внести изменения в ст. 10.7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», исключив маркетплейсы из сферы ее действия, что позволит более четко разграничить правовые режимы для этих двух типов платформ и способствовать развитию правового регулирования в данной области.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 09/2025 |
Страницы | 96-111 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-9-96-111 |
Вот уже не первый год на различных научных и профессиональных площадках (с участием представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, потребителей) не утихают дискуссии о необходимости закрепления конкретных определенных рамок юридического «бытия» так называемых маркетплейсов. Это и обсуждения проектов федеральных законов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), и круглые столы, проводимые объединениями промышленников и предпринимателей, и различные мероприятия на экономических и юридических форумах. Тем не менее, несмотря на годы дискуссий и поиска компромисса, который бы устраивал как государственную власть, так и бизнес-сообщество, оптимальных правовых решений еще не найдено.
В Государственную Думу продолжают поступать различные законодательные инициативы, направленные на упорядочение процессов, связанных со становлением и интенсивным ростом интернет-платформ. Так, по данным, размещенным в Системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы, по состоянию на январь 2025 г. в эту палату российского парламента в период с 2017 г. было внесено 10 законопроектов, содержащих различные варианты законодательной регламентации деятельности электронных площадок, из которых только двум в конечном итоге удалось пройти все этапы рассмотрения и стать федеральными законами.
Речь идет о проекте федерального закона № 570420-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и Федеральный закон “О связи”» (подписан Президентом РФ и опубликован 31.07.2023) и о проекте федерального закона № 831855-7 «О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”» (об уточнении полномочий Правительства Российской Федерации в части регулирования деятельности владельца агрегатора, подписан Президентом Российской Федерации и опубликован 24.04.2020). Остальные 8 законопроектов по тем или иным причинам так и не приобрели статус федеральных законов — отклонены Государственной Думой, отправлены на доработку или же отозваны самими субъектами права законодательной инициативы.
Следует отметить, что в последнее время всем заинтересованным лицам стало очевидно, что юридическая регламентация отношений, складывающихся по поводу и в процессе торговли на маркетплейсах, необходима. Однако взгляды на то, как именно должно осуществляться такое регулирование, весьма разнятся в зависимости от принадлежности субъекта к той или иной стороне рассматриваемых правоотношений.
Представляется, что одним из ключевых препятствий на пути к решению заявленной проблемы служит отнесение площадок, деятельность которых необходимо подвергать специальному регулированию, к маркетплейсам, при этом учитывая все многообразие интернет-площадок, сложившееся к 2025 г. Выявление маркетплейсов осложнено широким распространением так называемых классифайдов. Под таковыми понимаются электронные площадки, которые, как и маркетплейсы, агрегируют информацию о товарных предложениях, однако при этом не могут предоставить продавцам и покупателям всего того широкого спектра услуг (в том числе по транспортировке, хранению, складированию и учету продукции), какие обычно предоставляет маркетплейс. Классифайд является скорее информационным посредником в самом классическом смысле этого слова и действуют в рамках п. 1–2 ст. 1253 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оператор площадки предоставляет пространство для размещения предложений о товарах и услугах, а продавцы, в свою очередь, публикуют на подобных площадках свои предложения и взаимодействуют с покупателями, при этом зачастую такое взаимодействие происходит уже в офлайн-формате. В Российской Федерации наиболее известными широкой аудитории примерами классифайдов являются, в частности, площадки «Авито» и «ЦИАН».