Роль прокуратуры в защите экономического суверенитета Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматривается экономический суверенитет как ключевой фактор обеспечения независимости и безопасности государства, определяющий уровень жизни, научно-технический прогресс и возможности осуществления функций государства. Анализируются различные трактовки понятия «экономический суверенитет» и обосновывается его роль в контексте устойчивого развития Российской Федерации. Особое внимание уделяется деятельности органов прокуратуры Российской Федерации как важной составляющей системы защиты экономического суверенитета. На основе анализа законодательства, доктринальных воззрений, примеров из прокурорской практики определены некоторые отдельные направления надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры в сфере экономики, включая обеспечение законности при использовании государственного имущества, противодействие коррупции, участие в судебном рассмотрении дел об истребовании государственного и муниципального имущества, обеспечение единообразного применения законодательства и участие в международном сотрудничестве. Подчеркивается значимость эффективной реализации полномочий прокуроров для обеспечения экономической безопасности страны и защиты интересов государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 09/2025 |
Страницы | 86-95 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-9-86-95 |
Экономика является ключевым фактором обеспечения суверенитета государства, поскольку от степени ее развития зависят уровень жизни и благосостояние населения, научно-технический прогресс, развитие военно-промышленного комплекса страны и в целом выполнение основных функций государства.
Применительно к юридическому толкованию рассматриваемой категории интересна позиция профессора Г.И. Тункина, согласно которой государственный суверенитет представляет собой присущее государству верховенство на своей территории, независимость в международных отношениях. Представляется, что данное определение отражает всеохватывающий характер деятельности государства, обеспечивающей его высшую власть и независимость в рамках внутренней и внешней политики.
В научной литературе отмечается также системный характер суверенитета государства. В частности, А.А. Вихров, М.В. Сальников, Г.А. Адамян, О.В. Биктасов определяют суверенитет в качестве системы политико-правовых отношений, норм и факторов, выражающих способность власти и государства обеспечить свою самостоятельность, независимость и территориальную целостность.
Рассматривая суверенитет в контексте глобализации, М.И. Росенко и С.В. Старцева определили сущность данной категории следующим образом: понятие суверенитета в декларативно-правовом значении является имманентным, неотделимым и целостным свойством государства, которое выражается в самостоятельности обозначения целей, установке задач, а также автономии выбора методов их реализации как во внутренней, так и во внешней политической деятельности.
В свою очередь, экономический суверенитет Российской Федерации представляет собой составляющую часть государственного суверенитета и отражает способность государства самостоятельно определять и реализовывать свою экономическую политику без какого-либо вмешательства извне.