Вещное право на объекты аквакультуры в контексте защиты добросовестных субъектов правоотношений
Аннотация
Настоящая статья представляет собой результат исследования вопроса о признании прав собственности на вылавливаемые в любительском рыболовстве гидробионты, обитающие в природных и искусственных водоемах. В ней приводятся примеры сложившейся неединообразной практики по защите таких прав и квалификации правонарушений, связанных с изъятием этих животных у их собственников. Выполнена попытка разъяснить причины хищения рыбы у рыбоводных хозяйств. Выявляются правовые пробелы гражданского законодательства нашей страны, которые не позволяют признать вещные права на объекты аквакультуры, утраченные их собственником по различным форс-мажорным обстоятельствам. В целях разрешения выявленных проблем даны рекомендации по внесению изменений в отдельные законодательные акты с учетом лучших зарубежных правотворческих практик.
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 09/2025 |
Страницы | 69-85 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-9-69-85 |
Развитие темпов товарной аквакультуры в нашей стране помимо позитивных моментов, связанных с увеличением объемов производства рыбопродукции и повышением занятости населения, чревато обратной стороной медали, которая выражается в том, что интересы рыбоводных хозяйств (далее — рыбхозы) иногда входят в противоречие с потребностями граждан, занимающихся любительским рыболовством (далее также — рыбаки-любители).
В преддверии издания Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о любительском рыболовстве) Росрыболовство убедило нас в том, что более 15 миллионов жителей России уделяют свое время данному виду досуга.
Вот только знают ли все эти граждане, чью собственность они присваивают себе в виде рыбы и иных водных животных (далее — гидробионты) при их изъятии из водных объектов? И не затрагивают ли они своими действиями имущественных интересов иных субъектов гражданских правоотношений, особенно когда речь идет об искусственных водоемах и объектах аквакультуры? Найти ответы на эти вопросы было поставлено целью нашего исследования, выполненного методами обобщения юридической практики и сравнительно-правового анализа.
Несмотря на кажущуюся простоту затронутой проблематики имеются веские основания усомниться в этом утверждении, поскольку специфика реализации вещных прав в отношении гидробионтов предопределяется рядом юридически значимых факторов. Например, важными являются сведения о происхождении водного объекта, из которого вылавливаются гидробионты, и наличии прав собственности на них. Как известно, к естественным водоемам и водотокам относятся моря, озера, реки и ручьи, а искусственными являются водохранилища, пруды, карьеры и каналы. Принимая это во внимание, рыболовы руководствуются Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Закон о рыболовстве), который декларирует, что водные биоресурсы, обитающие в природных водоемах в состоянии естественной свободы, относятся к федеральной собственности (п. 1 ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 10), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи. В последней же установлено, что водные биоресурсы, обитающие в искусственных прудах и карьерах, могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной. А частью 3 этой же статьи уточняется, что юридические лица и граждане, осуществляющие рыболовство в порядке, предусмотренном этим законом, приобретают право собственности на добытые водные биоресурсы в соответствии с гражданским законом.
Подобные отсылочные нормы о предоставлении прав на объекты животного мира на общих территориях (акваториях) содержат Лесной кодекс Российской Федерации (ст. 11), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (ст. 4) и Закон о любительском рыболовстве (ст. 5). Вместе с тем в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) имеется только одно положение, которое наделяет рыбака-любителя правом вылова гидробионтов из природных водоемов. Таковым является ст. 221 ГК РФ, в которой установлены случаи правомерного изъятия дикоросов и животных из среды их обитания: «когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биоресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу».