Некоторые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на примере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о порядке возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на примере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства. Автор рассматривает субъективную сторону состава экологического деликта, анализирует фактические обстоятельства, значимые для вывода о наличии либо отсутствии вины делинквента в причинении вреда, исследует сложную правовую природу взыскиваемой по утвержденным таксам и методикам платы, квалифицирует ее в качестве особого вида заранее оцененных убытков, одновременно включающих возмещение фактического вреда и карательную сверхкомпенсацию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 09/2025 |
Страницы | 51-68 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-9-51-68 |
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пункт 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В частности, вред, причиненный водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, возмещается по таксам, установленным Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства».
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2011 г. № 1743-О-О, такой подход к возмещению вреда (на основе такс и методик и лишь при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды) обусловлен тем, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба.
По смыслу правовой позиции, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № КАС03-179 в порядке абстрактного нормоконтроля, возмещение вреда, причиненного нарушением состояния окружающей среды, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам, является повышенной (в сравнении с общими правилами ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации) имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Таксы же, в свою очередь, являются условными единицами оценки затрат, понесенных в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учетом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учетом экологического вреда, причиненного природной среде, т.е. полностью компенсирующее отрицательное воздействие на природу.