Правовые гарантии для иностранных инвесторов в условиях действия контрсанкционных мер экономического характера
Аннотация
Работа посвящена оценке реальности действия правовых гарантий для иностранных инвесторов в условиях специальных контрсанкционных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности России. На основе анализа нормативно-правового регулирования и судебной практики формулируются выводы о временной «заморозке» действия значительного числа гарантий прав иностранных инвесторов, продиктованной целями по сохранению экономического суверенитета и обеспечения национальной безопасности. В то же время достигнутый компромисс, в котором наибольшее значение придается необходимости обеспечения публичных интересов, а также наметившаяся тенденция к ослаблению ограничений для иностранных инвесторов позволяют утверждать о неприемлемости положений о значительном ухудшении инвестиционного климата в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 09/2025 |
Страницы | 19-30 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-9-19-30 |
Актуальность темы исследования продиктована современными политическими и экономическими условиями, в которых находится Российская Федерация. С 2022 г. российская экономика столкнулась с новыми вызовами, которые были спровоцированы усилением санкционного давления со стороны недружественных государств и международных организаций. Массовый вывод иностранных инвестиций из экономики сопровождался активизацией процессов купли-продажи активов российских организаций и иностранных компаний, действовавших в России.
Необходимость сохранения экономического и обеспечения технологического суверенитета государства потребовала введения новых правовых мер экономического характера, которыми заужена свобода предпринимательства, инвестиционной деятельности, сокращен объем прав, гарантируемых иностранным инвесторам, запрещены или частично ограничены переводы средств за рубеж, в том числе путем лимитирования размеров средств, перечисляемых в качестве дивидендов, ограничен вывоз из страны отдельных видов продукции, сырья и оборудования, установлены требования на получение дополнительных регуляторных согласований на куплю-продажу активов российских компаний.
То есть ограничения коснулись не только так называемой прединвестиционной стадии инвестиционного процесса, но и его постинвестиционной стадии, выделяемых специалистами в международном инвестиционном праве в качестве составляющих инвестиционного процесса.
Вследствие этого иностранными лицами высказываются суждения о нарушении такими мерами международных инвестиционных договоров, стандарта равного обращения с инвесторами, ослабляются позиции России в мировых инвестиционных рейтингах в связи с непредсказуемостью условий инвестирования, возникают сложности с оценкой текущего состояния инвестиционного климата в России.
В связи с этим закономерными являются вопросы о действительности или декларативности правовых гарантий для иностранных инвесторов в текущих реалиях. Разделяя справедливое мнение Д.В. Юлова о том, что проблема взаимодействия национального законодательства и международных договоров в сфере трансграничной инвестиционной деятельности разрешена в 2020 г. в пользу приоритета основ конституционного правопорядка (поскольку решения международных органов в рамках международных договоров могут быть исполнены в России, только если они не противоречат Конституции РФ), представляется, что в текущих геополитических условиях более весомое значение могут иметь гарантии, предусмотренные национальным законодательством, нежели международно-правовые гарантии.