Дата публикации: 18.09.2025

Определение момента приобретения права собственности на полезные ископаемые, добытые из отходов недропользования

Аннотация

В ходе проведенного исследования обосновывается, что приобретение права собственности на полезные ископаемые пользователем недр может быть связано не только с моментом получения полупродукта, но и с завершением технологического процесса добычи конкретного вида полезного ископаемого, обозначенного в лицензии, соответствующего определенному стандарту. По результатам работы сделан вывод, что момент окончания производственного цикла добычи, а следовательно, и возникновения права собственности предопределяется созданием новой движимой вещи, исходя из технического проекта разработки месторождения. В целях решения проблемы сформулированы конкретные предложения по дополнению законодательства о недропользовании.




Одним из основных направлений реализации права пользования отходами недропользования является добыча полезных ископаемых и полезных компонентов. При этом осуществление данной деятельности хозяйствующим субъектом должно производиться в соответствии с условиями недропользования, которые содержатся в лицензии и приложении к ней. Добыча полезных ископаемых из отходов недропользования представляет собой одно из приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства, интересным с практической и доктринальной точек зрения представляется определение момента возникновения у хозяйствующего субъекта права собственности на полезные ископаемые и полезные компоненты, содержащиеся в отходах недропользования. В практической плоскости обозначенная проблема имеет значение в связи с тем, что правильное определение соответствующего момента влияет на обязанность пользователя недр по внесению платежей и их размер.

Исключительное право собственности на недра закреплено за государством, однако в соответствии с ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) в отношении добытых полезных ископаемых возможно возникновение различных форм собственности, включая частную. При этом согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах в приложении к лицензии, определяющей согласованные участниками условия пользования недрами, должен быть указан собственник добытых полезных ископаемых. Исходя из указанных норм, право собственности на полезные ископаемые может быть закреплено за хозяйствующим субъектом. Анализируемыми правовыми предписаниями исчерпывается нормативное регулирование возникновения права собственности на добытые полезные ископаемые. В связи с чем с законодательной точки зрения открытым остается вопрос относительно момента возникновения соответствующего права у недропользователя. Отсутствуют какие-либо разъяснения на этот счет и в ведомственных актах, принятых в целях упорядочивания отношений по добыче полезных ископаемых из отходов недропользования. С первого взгляда на исследуемую проблему может показаться, что она решается довольно просто, так как в указанных нормах содержится указание на возникновение права собственности у недропользователя в отношении «добытых» полезных ископаемых. В связи с чем необходимо определить, что представляет собой добыча полезных ископаемых из отходов недропользования. К сожалению, действующее законодательство о недропользовании не содержит легального закрепления данного понятия. В налоговом законодательстве соответствующее определение дифференцированно применительно к недрам и отходам недропользования. Исходя из подп. 2 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) добыча полезного ископаемого — это его извлечение из отходов (потерь) при условии, что соответствующие действия подлежат отдельному лицензированию. При этом в соответствии с п. 3 ст. 337 НК РФ добытое полезное ископаемое — продукция перерабатывающих технологий, отнесенная к специальным видам добычных работ (из пород вскрыши или хвостов обогащения). В подпункте 13 п. 2 ст. 337 НК РФ особо отмечается, что добыча драгоценных металлов — извлечение минерального сырья, содержащего такие металлы из техногенных месторождений, и последующая первичная переработка с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. С учетом этого в момент окончания спецификации к пользователю недр переходит право собственности на полезные ископаемые, добываемые из отходов недропользования.

Список литературы

1. Бабайцева Е.А. Трансформация государственной собственности на полезные ископаемые в частную собственность / Е.А. Бабайцева // Современное право. 2009. № 10. С. 8–12.
2. Дудиков М.В. О проблемах согласования права государственной собственности на недра с правомочием на добытые полезные ископаемые / М.В. Дудиков // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 7. С. 55–60.
3. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика / В.А. Лапач. Санкт-Петербург : Юридический Центр Пресс, 2002. 542 с.
4. Левочко В.В. Объекты гражданских прав в недропользовании : диссертация кандидата юридических наук / В.В. Левочко. Москва, 2018. 218 с.

Остальные статьи