Теоретические особенности отграничения договора поставки от договора купли-продажи и пути решения проблемных вопросов
Аннотация
В статье рассматриваются особенности отграничения договора поставки от договора купли-продажи, а также его отличие от других видов договоров. Особое внимание уделяется централизованным и децентрализованным поставкам в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от поставщика к потребителю, зарегистрированному как бюджетное учреждение. Подчеркивается, что квалификация гражданско-правового обязательства основывается на нормах о кондикционных обязательствах, а также вводится понятие о разделении договора поставки за счет средств бюджетов. Обсуждаются вопросы сепарации цены во взаиморасчетах в пользу поставщика, обеспечившего доставку товара.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 09/2025 |
Страницы | 14-19 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-9-14-19 |
Как правило, договоры поставки в своем большинстве относятся к долгосрочным договорам, содержание которых экстраполируется не только на долгие сроки, но и на вменение таких обязанностей сторонам, которые характерны длительным срокам или могут быть исполнены только в длительные сроки. Вместе с тем на сегодняшний день нет единой нормы, регламентирующей существование долгосрочного договора.
Вопросы, связанные с отграничением этого вида договора от других видов, вызывают еще и определенные трудности в связи с разнонаправленностью деятельности сторон договора, их имущественным положением и правовым режимом имущества.
Несмотря на общеизвестную трактовку цели договора поставки как приобретение товара для использования в предпринимательской деятельности, такая трактовка лишь условно подходит к той стороне договора, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность. Речь идет о централизованных и децентрализованных поставках в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) от поставщика к потребителю (покупателю), который не занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован как бюджетное учреждение или федеральное казенное учреждение. На сегодняшний день доля таких договоров поставки составляет до шести процентов по Российской Федерации, а если учесть общую долю закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) у единственного поставщика, то доля по этим требованиям составляет двадцать девять и девятнадцать процентов в количественном и стоимостном выражении соответственно.
Данный курьез можно объяснить преобладанием действия Федерального закона № 223-ФЗ в системе предпринимательства и уменьшением прав предпринимателя по отношению к юридическим лицам бюджетной сферы и государственному предпринимательству в целом в рамках Федерального закона № 44-ФЗ. Однако при всей разнице в подходах к поставке по этим двум законам неизменной остается фабула об обязанности поставщика передачи в срок товаров, работ и услуг покупателю с учетом указанных выше целей, т.е. как для использования в предпринимательской деятельности, так и в иных целях (ст. 506 ГК РФ).
Многие авторы указывают на то, что, несмотря на популярность этого вида договора, его масштабность, длительный временной характер с его заметной цикличностью и порядком заключения, ошибки при его заключении и исполнении имеют место даже в среде опытных юристов. Такое мнение присутствует у многих авторов, где мнение каждого сводится именно к этим замечаниям.