К вопросу о соотношении принципов сотрудничества и добросовестности в цивилистическом процессе
Аннотация
В данной статье анализируются принципы процессуальной добросовестности и сотрудничества в судебном процессе, рассматриваются их взаимосвязь и роль в урегулировании споров. Автор подчеркивает значение и самостоятельность обоих принципов для обеспечения справедливого и эффективного судебного разбирательства и необходимость дальнейшего правового регулирования в этой области.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 09/2025 |
Страницы | 3-8 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-9-3-8 |
Долгое время в среде практикующих юристов и правоведов распространялось мнение о том, что судебный процесс — это борьба всех против всех. Отчасти это предположение можно назвать верным в силу публично-правовой природы государственных процедур, нацеленности сторон судебного спора на одержание формальной победы в правовом конфликте. Однако, по нашему мнению, данная гипотеза является вполне опровергаемой, во всяком случае на отдельных этапах процесса.
Стремление к сотрудничеству и проявлению добросовестности — важные явления, зародившиеся исконно в частном праве, но постепенно проникшие и в публичное, процессуальное право. Данные инструменты были «позаимствованы» последним не случайно: диктат и абсолютизация принципа состязательности привели к пониманию его губительного воздействия в отсутствие механизмов, сдерживающих стороны от злоупотреблений и бездействия.
Так, в попытке поиска баланса интересов сторон и наиболее релевантного способа взаимодействия участников спора с судом правоприменители Российской Федерации и иных юрисдикций активно ссылаются на принципы сотрудничества и добросовестности при рассмотрении гражданских дел даже в отсутствие их нормативного закрепления.
Можно по-разному подходить к вопросу определения правовой природы добросовестности и сотрудничества: называть их явлениями, идеями, обязанностями/требованиями, презумпциями или вполне сформировавшимися принципами. Обозначим сразу, что целью данной научной статьи является не определение правовой природы сотрудничества и добросовестности в цивилистическом процессе, а разрешение спорных вопросов их соотношения. По этой причине здесь и далее по тексту мы будем именовать их в качестве принципов правосудия, каковыми мы их и считаем на современном этапе.
Стоит отметить, что если самостоятельность и автономность требования процессуальной добросовестности практически не вызывает сомнений, то к принципу сотрудничества есть по крайней мере два подхода. Последователи первого подхода относят сотрудничество к одному из проявлений (элементов) добросовестности как более общего принципа, что в целом характерно именно континентальной правовой традиции. То есть сотрудничество в этом подходе выступает не отдельным принципом, а, скорее, одним из направлений проявления процессуального сотрудничества.