К вопросу об отдельных требованиях к непрофессиональному защитнику в уголовном процессе
Аннотация
В статье рассмотрены требования, предъявляемые к непрофессиональному защитнику уголовно-процессуальным законодательством и судебной практикой. По результатам их анализа, а также исходя из позиций ряда исследователей, автором предлагаются изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которые направлены на недопущение установления излишних требований к непрофессиональному защитнику в уголовном судопроизводстве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 03/2025 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2025-3-12-16 |
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.
Российским уголовно-процессуальным законодательством не устанавливались и до настоящего времени отсутствуют какие-либо требования к профилю образования, юридическим компетенциям, родству (свойству), дружеским (приятельским) взаимоотношениям непрофессионального защитника с доверителем, а также его личным качествам.
Однако в судебной практике, сформировавшейся после введения в действие УПК РФ, подтверждая закрепленные в ч. 2 ст. 45 и ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации гарантии на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, а также на квалифицированную юридическую помощь, суды приходили к выводу о недопустимости обвиняемого выбирать в качестве непрофессионального защитника любое лицо по своему усмотрению.
В 2009 г. Верховный Суд Российской Федерации определил, что нижестоящим судом законно отказано в удовлетворении ходатайства Бабака В.Н. о допуске в качестве защитника С., поскольку было установлено «отсутствие у нее юридического образования, навыков участия в производстве по уголовному делу, знания материалов уголовного дела».
В 2012 г. Верховный Суд Российской Федерации посчитал законным недопущение к участию в производстве по уголовному делу в качестве непрофессионального защитника осужденного, который отбывает наказание в виде лишения свободы за изнасилование малолетнего лица, так как он по своим личным качествам и правовому положению не может соответствовать критериям защитника в уголовном процессе.