Современные тенденции гражданско-правового регулирования сферы услуг в цифровом пространстве
Аннотация
В статье подробно рассматриваются современные тенденции, характеризующие особенности оказания услуг в цифровом пространстве, включая использование электронных платформ, автоматизацию процессов и внедрение искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется выявлению новых правовых вызовов, связанных с развитием цифровой экономики. Подчеркивается необходимость комплексного подхода к реформированию гражданско-правовых норм с учетом динамики цифровых инноваций, что позволит обеспечить баланс интересов всех участников рынка услуг, повысить уровень доверия к цифровым сервисам и создать благоприятные условия для развития цифровой экономики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 09/2025 |
Страницы | 47-51 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-9-47-51 |
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере оказания услуг, осуществляется многочисленными нормативно-правовыми актами. Активное внедрение цифровых технологий в сферу услуг ставит перед правовой наукой и судебной практикой новые задачи, связанные с частноправовым регулированием. Эти задачи можно успешно решить только через разработку концептуальных основ гражданско-правового регулирования сферы оказания услуг в цифровом пространстве. Ведь отсутствие последовательных общих подходов к вопросам гражданско-правового регулирования не только сферы оказания услуг в цифровом пространстве, но и всего цифрового пространства в Российской Федерации создает барьеры для инвестиционной привлекательности современных экономических проектов, препятствует конкуренции и уменьшает предсказуемость в экономической деятельности.
Государственные органы принимают нормативные акты, направленные на формирование новых норм и правового регулирования в области цифровой экономики, однако они явно недостаточны и носят не комплексный характер. В настоящее время в рамках национальных программ как продолжение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», одной из целей которого является повышение качества жизни граждан через развитие электронных услуг и сервисов. В рамках данной программы в июле 2025 г. Государственная Дума приняла закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Документ направлен на повышение прозрачности работы онлайн-площадок и защиту прав граждан. Это становится особенно важным в связи с появлением цифровых платформ и иных сервисов, которые предоставляют участникам гражданского оборота новые возможности взаимодействия.
В доктрине гражданского права остается открытым вопрос о трактовке понятия «услуга» как объекта гражданских прав. Неоднозначность в определении более общего понятия услуги в гражданском законодательстве усложняет задачу определения понятия «электронная (цифровая) услуга». В стратегических документах, источниках и правовой доктрине отсутствует единообразие в терминах, обозначающих услуги цифровой среды. В научной литературе используются такие понятия, как «электронные услуги», «цифровые услуги», «услуги с использованием цифровых технологий», «интернет-услуги» и др. Особенностью данной категории услуг является ее комплексный характер. Например, интернет-услуги не ограничиваются лишь передачей данных через информационно-телекоммуникационные сети; к ним также относятся действия, обеспечивающие доступ к ресурсам, предоставление каналов связи и т.д.
Проблема определения понятий услуги и цифровой услуги актуальна не только для российского, но и для международного права. Для понимания особенностей, с которыми могут столкнуться участники гражданского оборота при оформлении услуг цифровизации, полезно обратиться к зарубежному опыту. Например, принятые в ЕС две директивы 2019/770 и 2019/771 стали комплексным ответом на новые вызовы в области частного права.
В свете указанного опыта регулирования цифровых услуг в ЕС можно выделить особенности договора оказания услуг в цифровом пространстве: соответствие техническим характеристикам, качеству и функциональности, а также соответствие рыночным и техническим стандартам, которые заказчик может обоснованно ожидать. Вышеизложенное еще раз свидетельствует, что в рамках формирования цифровой экономики необходимо принимать во внимание необходимость грамотного регулирования оказания цифровых услуг.