Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: некоторые итоги 10-летнего правоприменения
Аннотация
Статья посвящена проблемам административного судопроизводства. Автор обосновывает мнение, что принятие КАС РФ не завершило процесс формирования административного правосудия в Российской Федерации. Предмет правового регулирования административного судопроизводства нуждается в реформировании: следует исключить неоправданно широкое рассмотрение в судах административных дел, часть которых необходимо решать во внесудебном порядке, совершенствуя путем разработки соответствующих регламентов правовые основы принятия административных решений органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами; следует предусмотреть особое производство для рассмотрения административных дел, в которых отсутствует публично-правовой спор; разработать единый КАС РФ. Автор отмечает практическую и ценностную потребность рационализировать работу судей, обосновывает актуальность создания федеральных административных судов, в том числе с точки зрения совершенствования административного судопроизводства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2025 |
Страницы | 69-74 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-9-69-74 |
15 сентября 2025 г. — знаменательная дата для российских процессуалистов, начало применения КАС РФ и, по сути, рождение административного судопроизводства в России, поскольку ранее дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматривались по правилам ГПК РФ и АПК РФ (подсудность административных дел арбитражным судам принятие КАС РФ, к сожалению, не затронуло).
За 10 лет проделана большая работа по совершенствованию КАС РФ, в который внесено более 400 изменений, в частности только в ст. 1 КАС РФ, определяющую предмет регулирования, внесено 12 дополнений и изменений; Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. № 445-ФЗ в сферу регулирования КАС РФ включены дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Однако указанные изменения, к сожалению, не решили задачу совершенствования КАС РФ, что, по нашему мнению, требует его реформирования. Это касается в первую очередь предмета правового регулирования административного судопроизводства. Научные исследования этого вопроса обнаруживают разное понимание предмета российского административного судопроизводства.
Можно констатировать неоправданно широкое применение КАС РФ к правовым вопросам, которые могут быть и должны решаться в рамках административных регламентов, т.е. во внесудебном порядке, о чем будет сказано ниже. Соответственно, реформирование административного судопроизводства должно сопровождаться разработкой административных регламентов по принятию правовых решений органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами.
Далее, в сферу действия КАС РФ включены некоторые категории дел, которые прямо не вытекают из публично-правовых правоотношений, в частности дела о недобровольной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, иные стационарные лечебные учреждения, недобровольное психиатрическое освидетельствование, оказание медицинской помощи несовершеннолетнему при отсутствии согласия родителей и иные дела.