Административное принуждение в сфере образования: особенности и принципы применения
Аннотация
Работа исследует теоретико-правовые основы и практические аспекты применения мер административного принуждения в сфере образования. Установлено, что административное принуждение в образовательной деятельности представляет собой комплексный межотраслевой метод государственного воздействия, характеризующийся двойственной правовой природой и особым субъектным составом. В связи с реформированием системы государственного контроля и внедрением риск-ориентированного подхода выявлена необходимость обеспечения баланса между государственным регулированием и автономией образовательных организаций. Определено, что комплексное исследование специфики административного принуждения в образовательной сфере остается недостаточно разработанным. Автор приходит к выводу о необходимости формирования системы принципов применения мер административного принуждения в образовании, обеспечивающих законность и эффективность воздействия при соблюдении конституционного права на образование.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2025 |
Страницы | 65-68 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-9-65-68 |
Административное принуждение в сфере образования представляет собой сложный правовой феномен, требующий теоретического осмысления и практического совершенствования. Актуальность темы обусловлена реформированием системы государственного контроля (надзора), внедрением риск-ориентированного подхода и необходимостью баланса между государственным регулированием и автономией образовательных организаций.
Теоретическую базу исследования составляют труды классиков административного права (Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган) и современных исследователей (С.М. Зырянов, П.И. Кононов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, А.И. Стахов). Однако комплексное исследование специфики административного принуждения именно в образовательной сфере остается недостаточно разработанным. Специальные работы последних лет по административному принуждению в образовании (А.А. Кирилловых, Б.В. Фролов, Е.П. Коцюрко) выполнены либо до административной реформы и не учитывают современного правового регулирования, либо сосредоточены исключительно на вопросах контроля в сфере образования, что представляет собой более узкий предмет.
Цель исследования — выявить особенности и сформулировать принципы применения мер административного принуждения в сфере образования с учетом современных тенденций правового регулирования.
1. Теоретико-правовые основы административного принуждения в сфере образования
Классическая теория административного принуждения, заложенная Д.Н. Бахрахом, определяет принуждение как «отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение». В его концепции административно-правовое принуждение представляет собой особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.