Особенности квалификации административных правонарушений, связанных с публичными действиями, направленными на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу административной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуальность обусловлена новизной данного состава административного правонарушения и активной правоприменительной практикой, формирующейся в условиях современной геополитической обстановки. В работе рассматриваются теоретические и практические проблемы квалификации деяний по указанной статье, а также дается авторское определение терминов публичности и дискредитации для надлежащей квалификации рассматриваемого административного правонарушения. Особое внимание уделяется проблеме оценки доказательств судом и соблюдения баланса между защитой государственных интересов и обеспечением конституционного права на свободу слова.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2025 |
Страницы | 59-61 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-9-59-61 |
Российская Федерация обладает государственной военной структурой, известной как Вооруженные силы, которые служат ключевым элементом национальной обороны. Основные функции этой организации включают защиту территориальной целостности и суверенитета страны, а также отражение любых агрессивных действий против России. Вооруженные Силы также действуют в рамках обязательств, определенных национальным законодательством и международными соглашениями. Для обеспечения безопасности и интересов своих граждан, а также для поддержания глобального мира, Вооруженные Силы Российской Федерации могут быть задействованы и за ее пределами с учетом международных норм и законов, а также согласно международным соглашениям, подписанным Россией.
Современный этап развития российского государства, характеризующийся беспрецедентным внешнеполитическим давлением, обусловил необходимость укрепления механизмов защиты национальных интересов.
Как известно, в 2022 г. (с учетом внесенных изменений в 2023 г.) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях была введена административная ответственность (ч. 1 ст. 20.3.3) за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
На начало 2025 г. данная норма остается одной из наиболее активно применяемых, что порождает обширную судебную практику, но ставит перед юридической наукой ряд острых вопросов.
Целью введения данного состава административного правонарушения законодательными органами послужило недопущение распространения неправдивой информации о Вооруженных Силах Российской Федерации (иных формированиях, государственных органов) воспринимаемой в социуме как достоверной и ведущей к ухудшению социального климата на территории Российской Федерации.