Практика организации бесплатной юридической помощи: опыт субъектов Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации. Исследование правоприменительной практики реализации пилотного проекта информационной системы «Правовая помощь» позволило сделать вывод о необходимости распространения его во всех субъектах Российской Федерации. При этом в статье показано, что данная система должна рассматриваться как дополнение к единой системе бесплатной юридической помощи. Проведенный анализ региональной практики свидетельствует, что такие основополагающие участники государственной системы бесплатной юридической помощи, как государственные юридические бюро, созданы не во всех субъектах Российской Федерации, что нарушает принцип равенства прав граждан.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 09/2025 |
| Страницы | 41-44 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-9-41-44 |
В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Произошедшие за последние годы реформы и изменения в сферах жизни государства обусловили необходимость расширения механизмов оказания бесплатной юридической помощи. Согласно информации, поступившей от Минюста России, в такой помощи ежегодно нуждаются более 35 млн граждан. Это влечет за собой необходимость на законодательном уровне формирования и обеспечения бесперебойного функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи.
Право на юридическую помощь является абсолютным. «Это означает, что никто — ни граждане, ни государство — не имеет права препятствовать получению юридической помощи». Реализация права на квалифицированную юридическую помощь является тем самым инструментом, направленным на защиту других прав граждан.
В целом качество и эффективность организации бесплатной помощи зависит от конкретного региона, так как именно к ведению субъектов Российской Федерации отнесено большинство соответствующих вопросов. Своевременное и исчерпывающее правовое регулирование порядка предоставления бесплатной юридической помощи, принятие организационно-правовых решений, а также комплексное обеспечение деятельности всех участников указанной системы являются залогом доступности и эффективности помощи в регионах.
«Представляется, что конституционное право на получение юридической помощи должно рассматриваться максимально широко и включать в себя не только право на защиту», но и право на предоставление правовых разъяснений и консультаций, право на образование, право на достоверную правовую информацию и правовое просвещение. Так, например, О.Н. Бондарь справедливо считает, что «право на получение квалифицированной юридической помощи по своему нормативному содержанию шире и богаче, чем право на защиту».
