Правовое регулирование цифровизации контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования
Аннотация
Контрольно-надзорные органы должны адаптироваться к новым вызовам в условиях ускорения изменений и необходимости соблюдения прав и законных интересов граждан, общества и государства в сфере природопользования. В статье исследуется функционал различных информационных систем: Единый реестр проверок и Единый реестр видов контроля, которые помогают упрощать процедуру контрольно-надзорной деятельности и повышают ее прозрачность. В работе акцентируется внимание на том, что современные контрольно-надзорные мероприятия основываются на риск-ориентированном подходе, что позволяет эффективно распределять ресурсы и минимизировать вмешательство в деятельность добросовестных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере природопользования. В статье выделены существующие проблемы, связанные с недостаточной автоматизацией и отсутствием единой платформы для взаимодействия различных контрольных органов, затрудняющие обмен информацией между контрольно-надзорными органами и порождающие дублирование функций, что негативно сказывается на общей эффективности контроля. Подчеркивается необходимость обновления законодательства для определения ролей и функций информационных систем в сфере природопользования. Подчеркивается необходимость обучения сотрудников контрольно-надзорных органов, обновления навыков работы с новыми информационными системами и обеспечения информационной безопасности. Тенденции цифровизации контрольно-надзорной деятельности связаны с повышением прозрачности и доступности информации в сфере государственного управления. Авторы отмечают, что эффективная цифровизация контрольно-надзорной деятельности способствует укреплению правовой защищенности граждан и организаций, а также улучшению климата для бизнеса в условиях постоянно меняющихся требований и реалий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2025 |
Страницы | 37-40 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-9-37-40 |
21 декабря 2023 г. Правительством РФ было принято Распоряжение № 3745-р «Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года». Контрольно-надзорная деятельность с правовой точки зрения представляет собой динамично меняющуюся и развивающуюся сферу правоотношений. Законодательство в сфере контрольно-надзорной деятельности постоянно совершенствуется. В этой связи возникает вопрос, насколько оперативно функционал государственных информационных систем (особенно региональных государственных систем) меняется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Специфика контрольно-надзорной деятельности в современных условиях связана с цифровой трансформацией государственного управления в целом, реформой государственного контроля и надзора. Усиливающая с каждым годом цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности свидетельствует о том, что обеспечение отдельных видов национальной безопасности напрямую зависит от слаженности работы государственных и муниципальных органов в конкретных сферах деятельности.
В системе информационных технологий, используемых в контрольно-надзорной деятельности современной России, занимают место государственные информационные системы, среди которых следует обозначить Единый реестр проверок, а также Единый реестр видов контроля. Единый реестр видов контроля является общедоступным электронным ресурсом и представляет собой подсистему Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (ФРГУ). На данном ресурсе предусмотрена возможность пользователю ознакомиться с различными видами контроля после определения системой местоположения пользователя. В системе Единого реестра видов контроля осуществляются учет, анализ и поиск конкретного вида контроля после фильтрации по уровню и основанию контроля. В ЕРВК предусматривается работа с пятью уровнями контроля: муниципальный, региональный (собственный), федеральный (переданный в субъекты Российской Федерации), региональный (совместно с Российской Федерацией) и федеральный.
Актуальность темы правового регулирования цифровизации контрольно-надзорной деятельности связана с возрастающим стремлением государства осуществлять контроль различных сфер общественной жизни, в том числе сферы природопользования в условиях неопределенности, цифровой трансформации, политической и экономической нестабильности в мире.
Цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности характеризуется рядом преимуществ для личности, общества и государства. В частности, преимуществом является автоматизация контрольно-надзорных процедур, позволяющая ускорить совершение контрольно-надзорных мероприятий и реализацию одного из принципов государственного контроля и надзора — оперативности. Использование информационных систем с целью размещения информации о деятельности надзорных органов способствует реализации принципа открытости и публичности, закрепленного в Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В-четвертых, цифровизация контрольно-надзорной деятельности, способствует реализации отдельных направлений антикоррупционной политики государства. Цифровые технологии применяются для целей предупреждения коррупции в контрольно-надзорной деятельности.
В законодательство в сфере контрольно-надзорной деятельности постоянно вносятся изменения, связанные с появлением новых органов исполнительной власти, а также цифровой трансформацией общественных отношений. В настоящее время основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий служат положения нормативных правовых актов: Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)», Федерального закона № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г. Следует учитывать, что в основу осуществления контрольно-надзорной деятельности также включается Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Следует учитывать, что положения Федерального закона № 131-ФЗ действуют до 31 декабря 2026 г. С 1 января 2027 г. на смену Закону № 131-ФЗ вступит в силу Федеральный закон № 33-ФЗ от 20 марта 2025 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».