Дата публикации: 04.09.2025

Независимая оценка соблюдения обязательных требований как замена контрольных (надзорных) мероприятий

Аннотация

В статье анализируется регулирование независимой оценки соблюдения обязательных требований в рамках контроля (надзора). Отмечено, что, несмотря на проведенную реформу контрольной (надзорной) деятельности, в настоящее время в отечественном законодательстве присутствует пробел, который препятствует реализации в рамках контроля (надзора) превентивных мер, выраженных в независимой оценке соблюдения обязательных требований со стороны организаций, аккредитованных в национальной системе аккредитации, и саморегулируемых организаций. С учетом выявленного недостатка, а также сделанных на основе исследования выводов предложены пути решения обозначенной проблемы.




В 2020 г. в отечественном законодательстве был осуществлен очередной этап административной реформы, целью которого было совершенствование всей системы контроля (надзора), регулируемой единым законодательством. При этом одним из основных направлений оптимизации была смена ориентиров работы уполномоченных органов с выявления на предотвращение нарушений обязательных требований. С этой целью был реализован комплекс правовых новшеств, в том числе расширен законодательно установленный перечень возможных профилактических мероприятий, а также предусмотрена такая форма деятельности контрольных (надзорных) органов, как делегирование оценки соблюдения обязательных требований самим контролируемым лицам. Представляется целесообразным рассмотреть данную форму контроля (надзора) подробнее.

Делегирование отдельных полномочий контролеров было закреплено в специальном институте — независимой оценке соблюдения обязательных требований. В соответствии с законодательно установленными положениями независимая оценка соблюдения обязательных требований может осуществляться двумя категориями субъектов: 1) организациями, которые аккредитованы в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции (далее – независимый орган инспекции) (в отношении лиц, с которыми заключен договор о проведении оценки); 2) саморегулируемыми организациями (в отношении своих членов). Если учесть, что независимая оценка соблюдения обязательных требований, по мысли законодателя, не относится к профилактике, что справедливо, то данная категория мероприятий представляет собой превенцию нарушений обязательных требований.

Указанное положение основано не только на формальном разграничении этих мероприятий со стороны законодателя, но и на их разной правовой природе. Различие проявляется в том, что профилактические мероприятия проводятся исключительно контрольными (надзорными) органами, а превентивные — с привлечением контролируемых лиц. В связи с этим, если для контрольной (надзорной) деятельности и профилактики характерны особенности отношений «субъект — объект» (где субъектом выступает наделенный публично-властными полномочиями орган (должностное лицо), а объектом — лицо, у которого такие полномочия отсутствуют), то в случае превенции хоть и имеется присутствие контрольного (надзорного) органа, но непосредственные участники деятельности по оценке (и тот, кто осуществляет оценку, и тот, кого оценивают) являются контролируемыми лицами и не обладают какими-либо публично-властными полномочиями. Это не значит, что превенция и профилактика кардинально различаются. Тем не менее превенция выступает более крупным институтом (включает, но не ограничивается профилактикой), поскольку осуществляется также при помощи независимой оценки соблюдения обязательных требований.

Независимая оценка соблюдения обязательных требований представлена в двух формах: оценка соблюдения обязательных требований, которая осуществляется независимым органом инспекции, и контроль со стороны саморегулируемой организации.

Оценка независимым органом инспекции заключается в добровольном прохождении контролируемым лицом специальной проверки c привлечением сторонней организации, которая обладает самостоятельностью и достаточной компетенцией для того, чтобы определить уровень соблюдения таким контролируемым лицом обязательных требований. К такой организации предъявляется два требования: 1) отсутствие связи как с контрольным (надзорным) органом, так и с контролируемым лицом; 2) наличие аккредитации в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции.

Список литературы

1. Гурин А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти : диссертация кандидата юридических наук / А.И. Гурин. Саратов, 2004. 217 с.
2. Конин Н.М. Административное право России : учебник для бакалавров / Н.М. Конин. 2-е изд. Москва : Проспект, 2013. 445 с.
3. Переседов А.М. Административно-правовая превенция в контрольной (надзорной) деятельности федеральных органов исполнительной власти : монография / А.М. Переседов ; под редакцией К.В. Черкасова. Москва : Юстицинформ, 2024. 270 с.
4. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы : монография / Л.Л. Арзуманова [и др.] ; ответственный редактор Е.Ю. Грачева. Москва : Норма ; Инфра-М, 2013. 383 с.
5. Россинский Б.В. Административное право : учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 6-е изд. пересмотр. Москва : Норма: Инфра-М, 2019. 639 с.
6. Черкасов К.В. Правовая превенция в контрольной (надзорной) деятельности федеральных органов исполнительной власти: понятие и классификация мер / К.В. Черкасов, Д.Г. Домрачев, А.М. Переседов // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С

Остальные статьи