Гарантированность субъективных публичных прав и законных интересов судебной защитой — основа общественного спокойствия и социального мира
Аннотация
Среди наиболее важных функций административной юстиции можно выделить функцию защиты субъективных публичных прав и законных интересов граждан и организаций, в процессе реализации которой они взаимодействуют с органами публичной власти. Судебная защита субъективных публичных прав, закрепленных в административно-правовых нормах, должна гарантировать правовую безопасность как для граждан, так и для организаций в их взаимодействии с государственными структурами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 09/2025 |
Страницы | 28-32 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-9-28-32 |
Право существовало и существует для человеческой личности и для ее охраны и защиты. Однако в России было достаточно периодов, когда власть служила не для этих целей, а для подавления человека. Прежде всего это было связано с пренебрежением или недооценкой принципа правовой упорядоченности государственного управления, объективно обусловливающего необходимость законодательного установления основных составляющих целей, направлений воздействия, структур и самого процесса управленческой деятельности. Речь идет и о решении данного вопроса в законодательстве, содержащем в себе идеи гуманности, справедливости, взаимодействия, а также надлежащего обеспечения прав и свобод человека. В истории нашей страны данный принцип редко «воспроизводился»: взамен нормы, принятой в правовой демократической процедуре, основное внимание было сосредоточено «на руководящей воле, харизматически обрамленной, якобы способной решить все проблемы». В этой связи престиж публичной власти и ее многочисленных институтов для населения страны длительное время оставался и остается невысоким, а поиск истинных средств, обеспечивающих направленность управления на соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц, достижение взаимопонимания в обществе, снижение допустимости социальных взрывов, выступает актуальной проблемой. В противовес множеству корыстных, коррупционных и бессистемных приемов, которые уже несколько десятилетий держат нашу страну в кризисе, право пытается выполнять свою поддерживающую, упорядочивающую и гуманистическую роль. По объективному предназначению «право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собою ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну».
Невозможно будет справиться с обозначенными проблемами, если в современном обществе и дальше будут сохраняются тенденции неконтролируемого роста личностного эгоизма, достижительного активизма и морально-ценностного многообразия: такую совокупность «свойств человеческой или государственной личности невозможно соединить ни с какими разумными и устойчивыми правовыми рамками». Эффективность права и правоприменительной деятельности во многом зависит от соответствия законов общественным представлениям о должном и справедливом. Доверие к праву действительно формируется на основе стабильности законодательства и четкости правовых норм. Если законы противоречивы и неясны, это может привести к их произвольному толкованию и применению, что подрывает доверие к государству, разрушает правовую систему. Формальная определенность и ясность норм позволяет избежать правовых пробелов и неопределенности, способствует более справедливому и предсказуемому правоприменению. Именно поэтому наше будущее несомненно будет светлым и многообещающим лишь при условии, что человечество достигнет гармонии и абсолютного единства личной этики, социальной морали и законодательных основ. А для этого, в свою очередь, обязательно придется заниматься вопросами улучшения нравственных устоев. Хорошо известно, что только нравственность, будучи важной частью человеческой культуры и результатом долгой истории, служит как ориентир и ограничитель для мыслей и поступков людей. Управление без моральных принципов напоминает корабль без руля, компаса и парусов. Невежество, некомпетентность, соединенные с безнравственностью, представляют собой опасную силу. И думать не хочется, что такие понятия, как честь, достоинство, верность, долг, справедливость, правда, милосердие, честность, чистота, преданность, доброта, которые веками были важными в жизни людей, постепенно исчезают из нашего повседневного общения и словарного запаса.
Зло лишено истинной сущности. Российские ресурсы могут лишь временно отдалить неизбежное, однако ничто не в силах остановить приближающийся финал. С сожалением приходится отмечать, что, вступив на историческую арену в качестве преемника и продолжателя христианской морали и законности, современная система чувственной этики и права в ходе своего развития стала причиной деградации человека и нравственных ценностей. «Допустимо все, что приносит выгоду» — вот основной нравственный принцип нашего времени, дополненный болезненной одержимостью утилитарными ценностями. Таким образом, оказавшись похищенным идеей богатства, что проявляется в безжалостной борьбе за материальное, общество отвергает все моральные императивы, а физическая сила становится единственным действенным средством. Однако силой нельзя распоряжаться по своему желанию, поскольку она — качество физическое, тогда как справедливость — качество духовное, и ею можно распоряжаться как хочешь; ее подчинили силе и стали называть справедливым то, чему повинуются насильно. Следовало соединить справедливость и силу, а для того либо справедливость сделать сильной, либо силу сделать справедливой… и вот, не сумев сделать справедливость сильной, мы сделали так, будто сила справедлива.