Судебная экспертиза аффекта в практике сегодняшних дней
Аннотация
Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний обвиняемых в аффектированных преступлениях является важным инструментом в системе правосудия, позволяющим объективно оценить способность виновных к осознанному поведению в момент деликта, что дает возможность объективно определить степень ответственности лиц за их действия, способствует более справедливому и обоснованному принятию судебных решений. Анализ научных исследований в области экспертизы аффекта показывает, что юристы неполно осведомлены о современных разработках в вопросах экспертно-психологической диагностики и квалификации эмоциональных состояний лиц в контексте совершения ими преступлений. В настоящее время выделена группа разновидностей (подвидов) родового понятия «аффекта» как экспертного понятия, которая объединена общими судебно-психологическими экспертными критериями. В статье описаны некоторые подвиды аффекта (кроме физиологического и кумулятивного): аффект на фоне алкогольного опьянения, аномальный аффект, атипичный аффект у лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и у лиц, не страдающих психическими расстройствами, и другие. Авторы надеются, что информация, представленная в исследовании, будет способствовать более полному и беспристрастному расследованию преступлений, установлению истины по уголовным делам, повышению эффективности правосудия, снижению вероятности судебных ошибок.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 09/2025 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-9-18-21 |
Проблема правовой квалификации преступлений с привилегированным составом, предусматривающих наличие смягчающих обстоятельств, позволяющих дифференцировать уголовную ответственность в сторону ее снижения, имеет огромное значение для правоприменителя. Смягчающим обстоятельством для выделения одного из видов привилегированных убийств выступает аффект – особое эмоциональное состояние лица в момент совершения им преступления.
Анализ научных исследований в области экспертизы аффекта показывает, что юристы недостаточно осведомлены о новых разработках в области экспертно-психологической диагностики и квалификации эмоциональных состояний лиц в контексте совершения ими преступлений. В современной юридической литературе довольно часто можно встретить разделение аффекта только на два вида: в рамках невменяемости – патологический аффект как психиатрический диагноз, установление которого – в компетенции судебно-психиатрических экспертов; и в рамках вменяемости – физиологический аффект, квалификация которого – в компетенции экспертов-психологов. Однако в профессиональной среде экспертов-психологов физиологический аффект давно является разновидностью родового понятия «аффект», который включает в себя целую группу других юридически значимых эмоциональных состояний.
Экспертная диагностика такого состояния обвиняемого, как аффект, в момент совершения преступления чаще всего используется для уголовно-правовой квалификации действий виновного как «внезапно возникшее сильное душевное волнение». Однако практика показывает, что правоприменитель может квалифицировать действия виновного по ст. 107 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) и в случае отсутствия в заключении эксперта указания на состояние аффекта, и напротив, не соглашаться с мнением эксперта о наличии состояния аффекта.
Различия в подходах и методах работы психологов и юристов могут быть одной из причин снижения в последние годы показателей квалификации преступлений, подпадающих под действие ст. 107 УК РФ. Так, согласно статистике, приведенной в одном из исследований, в период с 2009 по 2019 гг. за убийства в состоянии аффекта, в рамках ч. 1 ст. 107 УК РФ, были осуждены 1525 человек, 43 из них – за убийство двух и более лиц в соответствии с ч. 2 ст. 107 УК РФ. При этом, согласно приведенным в указанном исследовании данным, в 2009 г. было 292 осужденных по данной статье, в 2019 г. – всего 39.
Важно отметить: проблемы психологической диагностики и правовой квалификации аффекта обусловлены не только существующими противоречиями в методологии специалистов, но и, по мнению экспертов, «определяется трансформацией самих аффективных состояний, связанной с воздействием макросоциальных факторов на мотивационно-ценностную систему и регуляторные ресурсы личности, а также трансформацией протекания психологических состояний в изменившихся условиях социума, размывающих «классические» экспертные критерии квалификации аффекта».