Дата публикации: 28.08.2025

Цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации: формирование новых профессиональных компетенций

Аннотация

Цель. Цифровая трансформация — одна из основных национальных идей развития Российской Федерации; в настоящее время осуществляется планомерная работа по цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры. В статье актуализируется необходимость подготовки современного прокурорского работника, отвечающего новым квалификационным требованиям, в контексте реализации мер по противодействию и предупреждению цифровой преступности; рассматриваются проблемные вопросы, связанные с формированием новых цифровых компетенций работников органов прокуратуры Российской Федерации в образовательном процессе. Методология: при подготовке статьи применена совокупность общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частнонаучных (правовое моделирование, формально-юридический) методов научного познания объективной действительности. Выводы. Обосновывается мнение, согласно которому фундаментальная подготовка прокурорских работников — необходимый базис и надежный фундамент для эффективной профессиональной деятельности. Особое значение придается формированию цифровых компетенций, предполагающих владение информационными технологиями, а также развитию «мягких» навыков, необходимых для эффективного взаимодействия и коммуникации в цифровой среде, основной из которых — способность (умение) работать с большим объемом информации, анализировать ее, структурировать, выделять главное. Приведена модель развития цифровых компетенций прокурорских работников, включающая такие базовые принципы, как модульность, реверсивность, индивидуализация, непрерывность, междисциплинарность, разнонаправленность, адаптивность к меняющимся условиям. Научная и практическая значимость. Представленная в статье модель развития цифровых компетенций, адаптированная к практико-ориентированным потребностям подготовки прокурорских работников нового поколения, новой формации, может быть реализована в образовательном процессе образовательных организаций прокуратуры Российской Федерации.




Информационная глобализация, технологизация, цифровизация — все эти динамично осуществляющиеся процессы являются основой развития и трансформации современного государства и его общественных институтов.

Данные процессы обусловливают основные векторы изменения государственной политики Российской Федерации, направленной на сохранение и укрепление суверенитета страны, реализацию экономических, политических и социальных прав граждан, повышение качества их жизни, обеспечение стабильного экономического роста и научно-технологического развития регионов.

Сегодня в Российской Федерации реализуется государственная политика по формированию национальной цифровой экономики. Она направлена на развитие информационного общества и обеспечение национальных интересов в цифровой сфере. Об этом свидетельствует ряд документов стратегического планирования, среди которых особо следует отметить указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, которым утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Цифровая трансформация — одна из основных национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. В рамках государственной политики по научно-технологическому развитию Российской Федерации и созданию необходимых условий для развития цифровой экономики осуществляется цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры, направленная на комплексную оптимизацию деятельности органов прокуратуры в целях развития цифровой инфраструктуры на основе применения российских информационно-телекоммуникационных технологий, преимущественное использование данных в цифровой форме, создания основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры в области реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики.

В указанных целях реализована Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (до 2025 г.), а также в настоящее время продолжаются мероприятия по реализации Плана по внедрению искусственного интеллекта и автоматизации деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации на 2024–2026 гг. Данные организационно-распорядительные и плановые документы направлены на комплексную оптимизацию деятельности органов прокуратуры, в том числе в целях создания соответствующей методической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры в области реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики.

Список литературы

1. Антонян Е.А. Вопросы применения новых технологий в противодействии кибертерроризму / Е.А. Антонян // Мониторинг правоприменения. 2020. № 1 (34). С. 51–55.
2. Ачкасова О.Г. Педагогическая модель формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе дополнительного профессионального образования / О.Г. Ачкасова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные н
3. Евдокимов К.Н. Противодействие технотронной преступности: теория, законодательство, практика : монография / К.Н. Евдокимов. Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2023. 171 с.
4. Капустин О.А. Цифровые компетенции как элемент профессиональных статусов судей и работников аппарата суда / О.А. Капустин // Администратор суда. 2021. № 2. С. 17–20.
5. Мацкевич И.М. Становление и развитие системы юридического образования в России и подготовка будущих прокурорских работников / И.М. Мацкевич // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. № 6 (98). С. 5–22.
6. Серебренникова А.В. Криминологические проблемы цифрового мира (цифровая криминология) / А.В. Серебренникова // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 3. С. 423–430.

Остальные статьи