Признание в Российской Федерации ученой степени, полученной в иностранном государстве
Аннотация
Составная (фактически) часть государственной системы научной аттестации в России — институт признания ученой степени, полученной лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином, лицом без гражданства) в иностранном государстве. Вопросы признания степени (признания документов и (или) установления эквивалентности, подтверждения документов, нострификации (приравнивания) и проч.) представляют сложный предмет для регулирования. С одной стороны, необходимо обеспечить выполнение международных обязательств, академическую мобильность, привлечь для научной и преподавательской деятельности в России квалифицированные научные кадры из-за рубежа, а также вовлечь в эту деятельность российских граждан, получивших ученые степени за рубежом. С другой стороны, необходимо создать систему притока реально квалифицированных кадров, не допустив снижения уровня научных исследований и девальвации ученых степеней. Для России соответствующие вопросы обостряются последствиями распада СССР, а также вхождением в Россию новых субъектов, что требует отдельных правовых решений. С начала 1990-х годов Российское государство использовало несколько моделей регулирования вопросов признания иностранных ученых степеней (какую бы терминологию при этом ни использовали нормативные акты), которые последовательно и критично рассматриваются в представленной статье. Автор анализирует текущую модель регулирования и формулирует предложения по ее совершенствованию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 08/2025 |
Страницы | 40-56 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-8-40-56 |
Правовое регулирование в период с начала 1990-х годов до 2013 года
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон о науке) государственная система научной аттестации предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора. Среди элементов государственной системы научной аттестации, перечисленных в указанной статье, не обозначен еще один важный элемент — признание в Российской Федерации ученых степеней, полученных в иностранном государстве (ст. 6.2 Закона о науке). Между тем этот элемент, составляя фактически государственную систему научной аттестации, имеет большое значение для развития научного потенциала государства, позволяя привлекать для развития такого потенциала иностранных ученых. По существу, этот элемент представляет средство научной дипломатии, обеспечивает проявление «мягкой силы» Российского государства.
Особенность данного элемента государственной системы научной аттестации заключается в его тесной связи с международно-правовым регулированием, составляющим его основу и создающим коридор возможностей для национально-правового регулирования.
Вопрос о признании ученых степеней (документов, подтверждающих их наличие) вырос в целом из проблемы признания иностранных документов об образовании, которую государства начали решать со второй половины XX в., — как отмечается в специальных исследованиях, «признание иностранных документов об образовании является актуальной проблемой с середины XX века, фактически с момента окончания Второй мировой войны, потому что вместе с начавшимся в Европе активным развитием взаимных обменов студентов и выпускников образовательных учреждений естественным образом возник вопрос о правомочности использования документов об образовании, полученных в одной стране, на территории другой». Это тем более важно, что в различных государствах используются различные системы образования, квалификации и аттестации. При этом вопрос о признании рассматривается не только (и в современный период может и не столько) с точки зрения прав ученого (или так называемого «расширения академической мобильности»), но и стратегических целей государства по привлечению научных кадров — исследователи указывают, что для России вопрос о признании касается как привлечения к работе в России иностранных исследователей и преподавателей, так и привлечения к работе в России российских граждан, окончивших университеты или аспирантуру за рубежом. Отметим, что такие цели ставятся в определенные периоды и на политико-правовом уровне. К примеру, обратим внимание, что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. указывалось, что «в нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать все, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок… Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приема на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа».
Для решения соответствующих целей государства использовали механизмы как двусторонних, так и многосторонних соглашений.